из-за садику зелёного…
Как по саду было, садику,
по зелёну виноградику…
Горе, горе мне, молодчику,
далеко гонят, в Сибирицу …
По значению первое ударение слабее второго, отсюда – тактировка в песнях с тоническим стихом следующая:
Если форма изложения речитативная, то второе (сильное) ударение отмечается пунктирной тактовой чертой, а первое выделяется знаком акцента.: >
Если же форма изложения полураспевная, то второе ударение выделяется сплошной тактовой чертой, а первое – пунктирной.
Например:
(Речитативная форма)
♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡
3 + 3 ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘
4 Вы цве-ты ли мо-и, цве-ти-ки,
♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ♪ ♪
˘ ˘ > / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘
Вы цве-ты мо-и, ла-зо-ре-ва-и,
(Полураспевная форма)
˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘
3+9 Ши-ро-ко ле-жишь ты, мо-ре | бе-ло-е.
8 ⌡ ♪ | ⌡ ♪ ⌡ ♪ ⌡ ♪ | ♫ ♪ ⌡
>
2. ТРЁХУДАРНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ (2 варианта).
Дополнительное 3-е ударение образуется:
а) между первым и вторым. Это стих типа «ВЫСОТА».
♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ♪ ♪ ⌡ ⌡ ⌡
3+2 > > >
4 Вы-со-та ли, вы-со-та под-не- | 4 бес-на-я
3 + 2 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡ ⌡
4 > > >
Не по пог-ре-бу бо-чё-но-чек ка- та-ет-ся.
Значение ударений: слабое, относительно сильное, сильное.
б) 3-е ударение возникает после 2-го, главного по значению. Это стих типа «КАМАРИНСКАЯ».
3 + 3 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ ♪
4 > > >
Ах ты ми-ла-я, хо-ро-ша-я мо-я,
Чер-но-бро-ва-я, по-хо-жа на ме-ня.
Очень часто трёхударный тонический стих типа «Камаринская» образуется в отдельных строках двухударного в развитии текста:
/ /
Вдоль по морю, морю синему, (˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘) 2 ударения
/ / /
Там плавала лебёдушка белая. (˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ `!) 3 ударения
Р.S. В.М.Щуров предлагает стих с равномерной акцентностью (обычно плясовые типа «Камаринская», а также не только 3-х,
Но и 4-х акцентные музыкально-ритмические структуры, называть «равноакцентным».
ПРИНЦИП ТАКТИРОВКИ В ТОНИЧЕСКОМ СТИХЕ:
самое слабое ударение выделяется знаком акцента; относительно сильное – пунктирной тактовой чертой; сильное – сплошной тактовой чертой.
III. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФОРМА СТИХА
(сочетание силлабики и тоники в одном стихе).
Когда в одном стихе есть на постоянном месте цезура, мерная слогочислительность, а также акцентируется 3-й слог, тогда в нём равномерно сочетаются черты силлабического и тонического стихов.
Чаще всего встречаются следующие разновидности промежуточного стиха:
а) СИЛЛАБИЧЕСКИЙ ПЯТИСЛОЖНИК
в распевных, полураспевных формах изложения напева (в хороводных, лирических, исторических песнях).
/ / 5 + 5
Не заря, заря // занималася, ˘ ˘ | ˘ ˘ || ˘ ˘ | ˘ ˘
Не красно солнце // выкаталося.