Из-за лесу, лесу тёмного

из-за садику зелёного…

Как по саду было, садику,

по зелёну виноградику…

Горе, горе мне, молодчику,

далеко гонят, в Сибирицу

По значению первое ударение слабее второго, отсюда – тактировка в песнях с тоническим стихом следующая:

Если форма изложения речитативная, то второе (сильное) ударение отмечается пунктирной тактовой чертой, а первое выделяется знаком акцента.: >

Если же форма изложения полураспевная, то второе ударение выделяется сплошной тактовой чертой, а первое – пунктирной.

Например:

(Речитативная форма)

♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡

3 + 3 ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘

4 Вы цве-ты ли мо-и, цве-ти-ки,

♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ♪ ♪

˘ ˘ > / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘

Вы цве-ты мо-и, ла-зо-ре-ва-и,

(Полураспевная форма)

˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘

3+9 Ши-ро-ко ле-жишь ты, мо-ре | бе-ло-е.

8 ⌡ ♪ | ⌡ ♪ ⌡ ♪ ⌡ ♪ | ♫ ♪ ⌡

>

2. ТРЁХУДАРНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ (2 варианта).

Дополнительное 3-е ударение образуется:

а) между первым и вторым. Это стих типа «ВЫСОТА».

♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ⌡ ⌡

3+2 > > >

4 Вы-со-та ли, вы-со-та под-не- | 4 бес-на-я

3 + 2 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡ ⌡

4 > > >

Не по пог-ре-бу бо-чё-но-чек ка- та-ет-ся.

Значение ударений: слабое, относительно сильное, сильное.

б) 3-е ударение возникает после 2-го, главного по значению. Это стих типа «КАМАРИНСКАЯ».

3 + 3 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ ♪

4 > > >

Ах ты ми-ла-я, хо-ро-ша-я мо-я,

Чер-но-бро-ва-я, по-хо-жа на ме-ня.

Очень часто трёхударный тонический стих типа «Камаринская» образуется в отдельных строках двухударного в развитии текста:

/ /

Вдоль по морю, морю синему, (˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘) 2 ударения

/ / /

Там плавала лебёдушка белая. (˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ `!) 3 ударения

Р.S. В.М.Щуров предлагает стих с равномерной акцентностью (обычно плясовые типа «Камаринская», а также не только 3-х,

Но и 4-х акцентные музыкально-ритмические структуры, называть «равноакцентным».

ПРИНЦИП ТАКТИРОВКИ В ТОНИЧЕСКОМ СТИХЕ:

самое слабое ударение выделяется знаком акцента; относительно сильное – пунктирной тактовой чертой; сильное – сплошной тактовой чертой.

III. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФОРМА СТИХА

(сочетание силлабики и тоники в одном стихе).

Когда в одном стихе есть на постоянном месте цезура, мерная слогочислительность, а также акцентируется 3-й слог, тогда в нём равномерно сочетаются черты силлабического и тонического стихов.

Чаще всего встречаются следующие разновидности промежуточного стиха:

а) СИЛЛАБИЧЕСКИЙ ПЯТИСЛОЖНИК

в распевных, полураспевных формах изложения напева (в хороводных, лирических, исторических песнях).

/ / 5 + 5

Не заря, заря // занималася, ˘ ˘ | ˘ ˘ || ˘ ˘ | ˘ ˘

Не красно солнце // выкаталося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: