Есть на Волге утёс, диким мохом оброс

Как правило, песни, написанные на литературный текст – городские, романсовые, баллады или крестьянские с текстами литературного происхождения. Музыкальная акцентность в их напевах подчинена литературной и часто совпадает с ней. Поэтому тактировку в напевах следует выполнять, отталкиваясь от смысловых и музыкальных акцентов.

Но есть такие народные песни, в которых соединились стихи литературного происхождения с народными традиционными напевами, в тексты песен привнесены элементы протяжной лирики – словообрыв, вставные слова, частицы «ой, ах, эх, ну, да» и т.п. В них необходимо находить литературную первооснову, определять тип силлабо-тонического стопного стиха и после этого проводить тактировку и определение размера.

Сравним:

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Узник» Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу Черногривого коня / ˘ / ˘ / ˘ / ˘ Стих – хорей И его народный вариант в распеве, записанном в ст. Темнолесской Ставропольского края [Ай,] растворите мне (тёмную) темницу, Дайте мне сиянье (ярка-бела) дня, [Че…] черноброваю (её) девицу, Сла… сладкогривого (его) коня. Здесь выделять акцентные доли по стиху, на них и придётся тактовая черта.


СТРУКТУРНОЕ СООТНОШЕНИЕ СТИХА И НАПЕВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: