Встречается в Средней России, на Юге, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Отмечено две разновидности:
а). ДВУХГОЛОСИЕ, где нижний голос – основа, а верхний – вспомогательный (его еще называют орнаментальный подголосок);
б). ТРЕХГОЛОСИЕ, где запевает средний голос (альт или баритон),
верхний – подголосок, нижний в квинтовом соотношении с верхним является устойчивым басом. Если голоса разделяются, то периодически образуются трех-, четырехголосные, иногда пятиголосные созвучия (но разделяются именно три ОСНОВНЫХ голоса, когда много поющих). Народные певцы говорят: «Верхние «подголашивают», нижние «басуют». Большое значение в таком пении приобретает гармоническая вертикаль, где часто звучит скрытый параллелизм трезвучий.
ЛЕНТОЧНОЕ» МНОГОГОЛОСИЕ
(или по определению Т. Бершадской – «СКЛАД СО ВТОРОЙ»).
а). «Склад со второй» предполагает двухголосную основу, где голоса движутся ПАРАЛЛЕЛЬНО (в терцию, иногда в кварту, квинту), иногда сливаясь В УНИСОН. Основной голос – нижний.
|
|
Характерен: для Урала, Сибири, Среднего Поволжья, Приуралья, Средней России.
б). «Двухрегистровое ленточное многоголосие».
Это тот же «склад со второй», но с удвоением в октаву (выше или ниже) звучания основных голосов. Встречается на Севере, в Подмосковье, в Поволжье, в Предуралье.
5. ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ. Существует в двух разновидностях.
а). «КАНОН» (или двухорное пение) – пение, например, свадебных, календарных песен двумя группами: одна начинает, другая наступает.
б). Народная «АЛЕАТОРИКА».
Это сочетание песни (как фона) с наложенным на нее речитативом (свадебное пение с плачем). В результате образуются признаки полиритмии и полиметрии. Встречается в свадьбах: Северной, Сибирской, Средней России.