Мусульманка всегда следит за состоянием полости рта. Она чистит свои зубы каждый раз после приема пищи. Регулярно (не реже раза в год) бывает у дантиста, если даже ее ничего не тревожит. Поэтому ее зубы здоровы и белые. При необходимости она консультируется также и с отоларингологом. Надо следить, чтобы верхние дыхательные пути также были здоровы.
Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, всегда тщательно следила за состоянием своих зубов, чистила их специальной зубочисткой (мисвак). Об этом говорится в хадисах, собранных аль-Бухари и Муслимом со ссылкой на некоторых сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала, что когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, просыпался ото сна как ночью, так и днем, пред тем как обмыться, чистил зубы.
Благородный посланник придавал очень большое значение соблюдению чистоты полости рта. Он сказал: «Если бы это не было в тягость моей общине я повелел бы чистить зубы специальной палочкой перед каждой молитвой».
Однажды госпожу Аишу спросили, что прежде всего делает благородный посланник, возвратясь домой. Она сказала: «Берется за зубочистку».
Вызывает удивление тот факт, что в наши дни некоторые мусульманки совершенно пренебрегают этими вопросами гигиены. Они не думают о том, что соблюдение гигиены является обязанностью женщины, не говоря уже о том, что соблюдение чистоты как нравственной, так и физической является одним из важнейших требований, предъявляемых исламом.
Соблюдение гигиены - личностное качество каждой мусульманки - натуры деликатной, пользующейся уважением, вдохновляющей своей обходительностью, привлекательностью и женской красотой.
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, побуждал к соблюдению чистоты, подчеркивал недопустимость того, чтобы от человека исходили неприятные запахи. Он сказал: «Тот, кто поел лук или чеснок, пусть не приближается к мечети. Поистине, ангелы тоже испытывают неприятность от того, что доставляет неприятность человеку».
Среди наставлений великого посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, есть и об уходе за волосами, об их укреплении и облагораживании. Об этом говорится, например, в хадисе, переданном Абу Даудом, который ссылается на Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Кто имеет волосы, пусть их облагораживает».
Облагораживание волос означает, что они должны быть чистыми, надушенными и красиво уложенными. В хадисе, помещенном в сборнике имама Малика «Аль-Мувата» со ссылкой на Агаа ибн Иасар сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, находился в мечети. Туда зашел человек, у которого волосы на голове и борода были, взъерошены и имели ужасный вид. Посланник указал на него рукой, словно повелел ему волосы на голове и бороду привести в порядок. Тот ушел, исполнил это повеление и вернулся. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Не лучше ли так, чем когда кто-нибудь из вас приходит с взъерошенными волосами на голове, словно сатана».
Для нас совершенно ясно, что если благородный посланник прибегнул к такому сравнению, то это свидетельствует о том, какое большое внимание уделяет ислам внешнему облику, и как осуждает непристойный внешний вид.
Это указание его, да будет над ним благословение, очень важно для мужчин. И тем более оно важно для женщин. Ведь они - воплощение красоты. Для женщины не секрет, что красивые волосы - одно из главных составляющих её красоты. А если к тому же эти волосы хорошо ухожены - они будут самой сильной стороной ее привлекательности.
Мусульманка всегда придает большое значение своему внешнему виду, стремится выглядеть элегантной и изящной, не
выставляя при этом вызывающе свою красоту напоказ, не допуская чрезмерности, т.е. не переходя разумные границы. Все, кто видит ее такой, проникается чувством симпатии к ней. Перед людьми, которым разрешено ее видеть без покрова, она никогда не предстанет в неряшливом виде. Прежде чем появится на людях, она тщательно осмотрится и приведет себя в порядок, следуя установлению своего вероучения.
Истолковывая сказанное Всевышним:
«Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, которую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питаются?» (7; 32)
аль-Куртуби сказал: «Макхуль, ссылаясь на Аишу, да будет доволен ею Аллах, рассказал: «Аиша рассказала что несколько сподвижников ожидали посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, у входа в дом. Он вышел и подошел к небольшому кожанному ведру, наполненному водой и стал смотреть на воду и поправлять и приглаживать бороду и волосы. Я обратилась к нему: «О посланник Аллаха. Ты это делаешь?» Он ответил: «Да. Когда человек выходит к своим братьям по вере, он должен привести в порядок свою внешность. Поистине, Аллах прекрасен и любит красоту».
Мусульманин придерживается всех этих требований во всех своих делах в полном соответствии с концепцией ислама о проявлении умеренности. Эта концепция предусматривает недопущение неумеренности и излишества, как это представлено в высказывании Всевышнего:
«И те, которые когда расходуют, не расточительны и не скупы, а соблюдают верную середину...» (25; 67)
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, будучи образцом скромности, всегда одевался красиво, добротно, приучая к этому своих домочадцев и сподвижников. В опрятности и нарядности он видел проявление благодеяния и милости Аллаха по отношению к нему: «Аллах любит, когда видны на Его рабе следы Его милости».
Ибн Асад, ссылаясь на Джундуба ибн Макиса, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Перед приходом делегации посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, надевал свою лучшую одежду и велел своим сподвижникам делать так же. Я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в день прибытия делегации племени Кинда. На нем была йеменская хульля (одежда, состоящая из двух кусков). Так же были одеты Абу Бакр и Омар, да будет доволен Аллах ими обоими.
Ибн Мубарак, Табарани, Аль-Хаким, Аль-Байхаки и другие извлекли, ссылаясь на Омара, да будет доволен им Аллах: «Я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, когда он попросил новую одежду и стал надевать ее, сказал: «Хвала Аллаху, который покрыл меня одеждой. Ею я укрыл свои срамные места и украсил свою жизнь».
До тех пор, пока стремление выглядеть красиво не переходит в излишество, оно является вполне разумным стремлением, которое разрешал и к которому побуждал своих рабов Аллах:
«О сыны Адама! Одевайтесь в лучшую одежду перед вхождением в каждую мечеть. Ешьте и пейте, не будьте неумеренными, потому что Он не любит неумеренных. Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, какую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питаются?» Скажи: «Они преимущественно предоставляются верующим в продолжение здешней жизни до воскрешения». Так ясно Мы излагаем эти знамения для людей, желающих знать». (7; 31-32)
Имам Муслим, ссылаясь на Ибн Сауда, да будет доволен им Аллах, приводит такой хадис: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Не войдет в рай тот, у кого в сердце высокомерия хоть на вес пылинки». Один человек спросил: «А если человек хочет, чтобы одежда и обувь были хорошие? Другими словами, будет ли это высокомерие?» Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, ответил: «Поистине, Аллах есть красота и любит красоту. А высокомерие - это когда человек превозносит себя над истиной и не признает ее, а также проявляет презрение и пренебрежение к людям».
Это хорошо понимали сподвижники и те, кто следовал за ними, совершенствуя свою веру. Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, всегда имел приятный внешний вид, был чисто и опрятно одет. От него всегда исходил приятный запах. И тем не менее всегда стремился к тому, чтобы одежда была еще опрятнее и наряднее. В таком стремлении он достиг уровня, когда стал побуждать к этому и других. Однажды, будучи в обществе, он увидел, что один из присутствующих в очень поношенной одежде. Он уединился с ним и предложил ему тысячу дирхемов, чтобы тот смог улучшить свой внешний вид. Тот сказал: «Я в благополучии и не нуждаюсь в деньгах». Тогда Абу Ханифа упрекнул его: «Разве ты не слышал хадис: «Поистине, Аллах любит чтобы на Его рабе был виден след Его милости». Тебе необходимо изменить свой внешний вид, чтобы твой друг не огорчался за тебя».
Совершенно очевидно, что те мужчины и женщины, которые призывают других к совершению молитвы или к исповеданию ислама, должны иметь образцовый внешний вид. Это поможет им проникнуть в глубины сердец и до всех потайных мест души.
Более того, они, как никто другой, должны быть такими. Глашатаи Аллаха должны заботится о своей внешности, чистоте тела и одежды, ногтей и волос, откликнувшись на зов того, что мы называем фитра, т.е. здоровое врожденное свойство. О ней сообщил благородный посланник, говоря: «фитра предусматривает пять обязанностей: обрезание, удаление волос на лобке, сбривание волос из подмышек, подрезание ногтей и подстригание усов». Ислам привил любовь к особой заботе о поддержании красоты.
Однако все то, что говорилось выше о необходимости заботиться о своем внешнем виде, не означает, что праведная мусульманка может на этом пути допускать чрезмерность, т.е. стремиться выставлять на показ свою красоту и наряды перед посторонними, к которым не относятся, как известно, муж и родственники степени махрам. Она не имеет склонность к чрезмерности, не преступает пределы разумной умеренности, установленные исламом. Сознательная мусульманка всегда помнит о необходимости этой разумной умеренности, уравновешенности во всем, не допускает, чтобы та или иная сторона ее поведения превалировала в ущерб другой стороне.
Очень важно, чтобы забота о внешности не поработила бы женщину, не стала самоцелью, главной заботой её жизни, заслонив собой все остальное заботы и интересы, как об этом сказано в благородном хадисе: «Несчастлив тот, кто стал рабом динара или одежды из шелковой ткани».
Среди наших женщин сегодня есть много таких, которые полностью попали под воздействие домов мод. Они в плену у этих законодателей мод и тех, кто реализует их продукцию на мировом рынке. Такая пленница одевает очень дорогое платье не более одного раза. Подобного рода женщины попали в рабство, о котором предупреждал благородный посланник. Они оказались в затруднительном положении, попав в рабскую зависимость от хвастливо роскошной одежды и сопутствующих ей украшений и мишуры. Эта увлеченность, более того - зависимость достигла такой степени, что, преступив рамки разумной умеренности, - отвели женщину от той цели, ради которой она сотворена в этой жизни.
Да, в этот век, ставший временем, когда кичатся и хвастают многочисленными и роскошными нарядами, женщина познала еще одну беду. Речь идет о том, как дорого обходятся теперь свадьбы. Свадьба становится подобной вечеру демонстрации мод с его возрастающим соперничеством в красоте нарядов. Здесь и не пахнет благоразумием. Этот феномен наиболее отчетливо стал проявляться в том, что в течение свадьбы невеста неоднократно(!) переодевается. Ну чем не показ мод, как это делают манекенщицы в странах Запада! И неужели никому из этих женщин не приходит в голову, что среди присутствующих есть такие, которым не по карману такие платья. Ее душа наполняется болью и печалью. В ее душе могут зашевелиться ревность, зависть и даже ненависть по отношению к невесте и ее семье, а также к тем, кто обладает богатством. Подобное не имело бы места, если бы невеста придерживалась умеренности, ограничилась одним, самое большое - двумя платьями за свадебный вечер. Не говоря уже о том, что нескромность в корне противоречит духу ислама, выбирающего «золотую середину», запрещающий чрезмерность, хвастовство и стремление перещеголять.