Общенаучные методы

Методы чувственного (эмпирического) уровня познания

Основная задача эмпирического познания - собрать, описать, накопить факты, произвести их первичную обработку, ответить на вопросы: «что есть что?» и «как это происходит?». Факт – основное понятие эмпирического познания. Он обозначает, фиксирует реальность в статусе объекта исследования. Без фактофиксирующей деятельности подлинное познание не может осуществиться. Эту деятельность обеспечивает наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Наблюдение - направленное восприятие объекта познания, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Описание как бы продолжает наблюдение, оно является формой фиксации информации наблюдения, его завершающим этапом. Измерение (количественное описание) - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде". Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: