Название работы

Если возникла необходимость уточнить название работы, то можно воспользоваться следующими рекомендациями. «Название работы должно быть по возможности коротким, соответствовать сути разрешенной научной задачи, указывать на цель исследования и его законченность. Иногда для большей конкретизации к названию следует добавить небольшой (4-6 слов) подзаголовок. В названии нежелательно использовать усложненную терминологию псевдонаучного характера. Необходимо избегать названий, которые начинаются со слов «Исследование вопроса...», «Исследование некоторых путей», «Отдельные вопросы...», «Материалы к исследованию...», «К вопросу» и т. д., где не отражена в достаточной мере суть проблемы» [12, с. 29].

Оглавление, или содержание (правила оформления см. в разделе 2.3.2.)

Содержание располагается в начале работы и включает перечень разделов, подразделов и пунктов (с указанием соответствующего номера страницы).

Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов (если это необходимо)

«Если в работе использована специфическая терминология, а также использованы малоизвестные сокращения, новые символы, и т. д., то их перечень может быть подан в виде отдельного списка, который помещают перед введением.

Перечень нужно печатать в виде двух колонок, в которых слева по алфавиту, например, приводят сокращения, справа – их детальную расшифровку.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются меньше трех раз, то перечень не составляют, а их расшифровку дают в тексте при первом упоминании» [12, с. 29].

Структура введения

В этой части исследования дается общая характеристика работы в рекомендованной ниже последовательности. Указанная систематизация основных элементов исследования позволит студенту методически верно выстроить структуру работы и сделать обоснованные и конкретные выводы. В исследовании постоянно помните о выдвигаемых Вами пунктах введения, это поможет Вам абстрагироваться от второстепенных задач и сосредоточиться на главном – реализации цели исследования.

Актуальность темы

Путем критического анализа и сравнения с известными решениями проблемы обосновывают актуальность и необходимость исследования указанной темы, решения выдвигаемой проблемы для современной науки. А также путем выдвижения гипотезы предлагают свое решение проблемы. Обосновывается, почему это интересно и нужно изучать, в это время, в этом обществе, государстве.

Раскрытие актуальности не должно быть многословным. Достаточно несколькими предложениями выразить основное - суть проблемы [12, с. 30].

Цель и задачи работы

Цель исследования. Цель формулируется, основываясь на теме самой работы, ориентирует на решение поставленной в ней проблемы в теоретическом и практическом аспектах. «Не следует формулировать цель как «Исследование...», «Изучение...», так как эти слова указывают на способ достижения цели, а не на саму цель» [11, с. 30]. Формулировка цели призвана связать предмет, проблему и ожидаемый результат и тем самым определить направление исследования.

Задачи исследования. Реализация цели предполагает решение задач. Задачи исследования – это некие ступени, на каждой из которых решается какая-то конкретная, узкая проблема, производится та или иная исследовательская операция (изучение и осмысление необходимой литературы, сбор фактов, их анализ, сопоставление, систематизация и классификация, выбор методологии научного поиска). Формулируют задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Здесь в трех – четырех пунктах указываются главные направления поиска исследования.

Объектисследования – это процесс или явление, которое рождает проблемную ситуацию. Это то, на что направлен процесс познания. Определяя объект исследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается в работе в целом?

Предметисследования – это часть объекта, в которой проблема носит сфокусированный характер. Это наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения свойства, характеристики, особенности изучаемого объекта. В предмете отражаются конкретные разделы выделенной предметной сферы. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Таким образом, предмет обозначает определенный аспект рассмотрения поставленной в работе проблемы, даёт представление о том, как рассматривается объект, какие его отношения, свойства, стороны и функции затронуты в исследовании.

Например, в курсовой работе на тему «Проблема истины в современной философии» объектом будет выступать философский дискурс XX-XXI веков, а предметом – специфика понимания проблемы истины, а также её место и роль в структуре проблемного поля современной философии. В курсовой работе на тему «Социокультурные основания научно-технического прогресса» объектом будет выступать феномен (само явление) научно-технического прогресса, а предметом – истоки и предпосылки его зарождения – конкретные события в истории культуры, подготовившие его возникновение.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как целое и часть.

Предмет исследования выражает тему работы, которая выносится на титульный лист, в виде названия исследования.

Цель и задачи исследования, его объект и предмет должны быть логически связаны между собой.

Методы исследования

«Представляют перечень использованных методов исследования для достижения поставленной в работе цели. Перечислять их нужно не в отрыве от содержания работы, а коротко и по содержанию отвечая, что именно исследовалось тем или иным методом. Это даст возможность убедиться в логичности и применимости именно этих методов» [12, с. 30].

В этом разделе студенты часто допускают небрежность, так как не придают ему особого значения. Однако методология позволяет выбрать эффективный и перспективный путь дальнейшего исследования по теме работы. Поэтому будьте внимательны при оформлении этой части работы. Метод – путь исследования с ориентиром на истину.

Многообразие методов свидетельствует о необычайной сложности научных исследований и богатстве их возможностей. Нет единого универсального метода, вооружившись которым, можно провести исследование и получить результат. Так или иначе, в работе будет задействован их целый комплекс. Внимательно протестируйте свою работу и укажите те методы, которые Вы применили. Также не существует абсолютной и универсальной классификации методов, так как оснований для их деления может быть несколько.

Традиционно классификацию методов осуществляют по способу получения нового знания и выделяют: методы чувственного и рационального уровней познания, широко используют в качестве вспомогательных общелогические приемы познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: