double arrow
Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства (оборота), себестоимости и прибыли

Динамичное развитие рыночной экономики вынуждает предприятие постоянно обеспечивать превышение своих доходов над затратами по производству и сбыту продукции (услуг). Для обеспечения нормального финансового состояния предприятия оно использует учет своих затрат по международной системе, основанной на раздельном учете переменных и постоянных затрат по видам изделия (система “директ-костинг”). Основное значение этой системы учета заключается в высокой интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что позволяет предприятию быстро принимать решения по нормализации финансового состояния в случае негативного изменения рыночной среды. Кроме того, эта система позволяет прогнозировать величину чистого дохода с помощью экономико-математических моделей. Таким образом, основой системы “директ-костинг” является деление всех затрат на постоянные (Z const) и переменные (Z relat).

Постоянные затраты- это затраты, величина которых не изменяется с изменением объема производства и реализации. К таким затратам относятся амортизация, административно- управленческие расходы, общехозяйственные расходы, расходы, связанные с изучением рынка и т.п. Переменные затраты- это затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства и реализации. К таким расходам могут быть отнесены расходы по сырью, материалам, топливу и энергии на технологические цели, заработной плате основных рабочих и т.п.




Деление затрат на постоянные и переменные является весьма условным, например, постоянные затраты при росте объема производства лишь до определенного уровня остаются неизменными, а далее они могут изменяться скачкообразно. Часть затрат предприятия являются смешанными, т.е. содержат и постоянную и переменную составляющую. Например, в составе затрат на ремонт, содержание и эксплуатацию оборудования, затраты, связанные с ремонтом оборудования, относятся к постоянным, а затраты, связанные с эксплуатацией оборудования - к переменным.

Деление затрат на постоянные и переменные осуществляется каждым предприятием в зависимости от конкретных условий хозяйствования с целью прогнозирования прибыли, исходя из уровня расходов и конкретной ситуации по реализации продукции, для обеспечения безубыточной деятельности предприятия.

В соответствие с этой системой величина прибыли определяется следующим образом:



а) в начале определяется величина маржинального дохода (МД) как разница выручки от реализации продукции (ВР) и переменных расходов предприятия, связанных с производством продукции (Z relat).

МД = ВР - Z relat

б) определяем величину прибыли как разница маржинального дохода и постоянных затрат

Р = МД - Z const

Таким образом, на величину прибыли прямое влияние оказывают объем реализации и себестоимость продукции в части ее постоянных расходов. Переменные расходы изменяются пропорционально объему реализации и прибыль будет зависеть от количества проданной продукции и от доли постоянных затрат в цене изделия. Поэтому основная задача предприятия заключается в снижении постоянных затрат в общей их сумме и недопущения скачкообразного их изменения при росте объема реализации. С этой целью предприятие разрабатывает бюджет постоянных расходов. Оптимальный бюджет- это бюджет, в котором доля постоянных расходов на единицу продукции снижается.

Объем реализации, себестоимость и прибыль тесно связаны между собой и предприятие должно определить, при каком объеме продукции будут покрыты затраты, связанные с производством и реализацией продукции. С этой целью определяется так называемый “критический”объем производства. Это такой объем производства, при котором предприятие не получает прибыли, но возмещает свои затраты. Алгебраически это выглядит следующим образом:

Ц ед = Z const. ед + Z relat ед + Р ед,

где Ц ед - цена единицы продукции;

Z ед - постоянные и переменные затраты в цене единицы продукции;

Р ед - прибыль в цене единицы продукции.

а) если Р=0 , то МД ед = Ц ед - Z relat ед;

При этих условиях “критический” объем производства будет рассчитан по формуле :

q кр. = Z const год : (Ц ед - Z relat ед)или

q кр = Z const год : МД ед,

где Z const год - общая сумма постоянных затрат, связанных с производством и реализацией продукции за год.

б) если расчетно устанавливается размер прибыли с единицы продукции (Ред) , то критический объем производства определяется по формуле :

q кр. = Z const год : ( МД ед - Р ед) или

q кр = Z const год : Z const ед.

в) если устанавливается определенный уровень рентабельности продукции (R), тогда расчет критического объема определяется по формуле:

q кр = Z const год : [ Ц ед * (1 - R) - Z relat ед ],

где R - рентабельность продукции в долях единицы.

Задания к теме 8:

Задание 1. Рассчитайте затраты на рубль товарной продукции и дайте количественную оценку влияния факторов на уровень затрат.

Показатели Себестоимость продукции, т.р. Объем продукции, т.р. Затраты на 1 руб., коп.
1. По плану  
2. Исходя из фактического выпуска и ассортимента и плановой себестоимости  
3. Фактически, исходя из цен, принятых в плане  
4. Фактически в действующих ценах на материалы и плановых ценах на продукцию  
5. Фактически в действующих ценах  
6. Отклонение фактических затрат на 1 руб. от плановых:      
в т.ч: за счет изменен.структуры      
себестоим.единицы прод.      
цен на сырье и материалы      
цен на готовую продукцию      

Задание 2. Сделайте анализ затрат на содержание и эксплуатацию оборудования и выявите абсолютное и относительное их отклонение от плана. Темп роста объема производства – 114,3 %.

Показатели Кэфф.зависимости затрат от объема Сумма затрат,тыс.руб.
План факт
Амортизация 0,00
Затраты на ремонт оборудования 0,35
Эксплуатационные расходы 0,75
Износ МБП 1,00
Итого -

Вопросы по теме 8:

1. Какие задачи стоят перед анализом себестоимости продукции на предприятии?

2. По каким направлениям анализирются затраты на производство и реализацию продукции?

3. В чем заключается различие анализа по элементам затрат и по статьям калькуляции?

4. Какой показатель используется для анализа уровня и динамики себестоимости продукции, как он исчисляется и анализируется?

5. Какие факторы влияют на снижение затрат на 1 рубль товарной продукции?

6. Какие факторы влияют на величину прямых материальных затрат в составе себестоимости продукции?

7. Назовите факторы, влияющие на величину прямых трудовых затрат в составе себестоимости продукции.

8. Какие виды затрат относятся к косвенным и в чем заключается особенность их анализа?

9. Какие преимущества имеет анализ по системе «директ-костинг»?

10. Как определяется критический объем продаж для одного вида продукции?

11. Как рассчитывается доходообразующий объем продаж?






Сейчас читают про: