Важнейшим обобщающим показателем себестоимости продукции являются показатель затрат на рубль товарной продукции:
Этот показатель определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. Рассчитываются уровень и динамика затрат на рубль продукии, затем анализируется влияние факторов на изменение уровня данного показателя.
Анализ проводится по трем группам факторов: изменение себестоимости единицы продукции, изменение цены единицы продукции и структурные (ассортиментные) сдвиги в составе продукции. Факторный анализ проводится способом цепных подстановок:
1. Определяется плановый и фактический уровень затрат на рубль продукции и изменение фактического показателя по сравнению с планом.
. 2. Изменение затрат вследствие изменения себестоимости единицы изделия определяется как разность условных затрат, рассчитанных исходя из планового количества продукции, фактической себестоимости и плановой цены единицы продукции, и плановых затрат на рубль продукции.
3. Изменение затрат вследствие изменения цены единицы продукции рассчитывается как разность условных затрат, определенных исходя из планового количества продукции, фактической себестоимости и фактической цены единицы и условных затрат, рассчитанных по фактической себестоимости (т.е. п.2)
4. Изменение затрат вследствие изменения структурных (ассортиментных) сдвигов в составе продукции определяется как разность фактических затрат и условных затрат, рассчитанных в п.3.
Общая сумма отклонений затрат под влиянием изменения себестоимости, цены и ассортимента должна быть равна разнице фактических и плановых затрат на рубль продукции. Произведение общей суммы экономии (перерасхода) затрат на фактический объем производства определяет величину возможного прироста (уменьшения) прибыли предприятия, а также влияние каждого фактора на величину прибыли.