Анализ влияния на прибыль отдельных факторов, формирующих н маржинальный доход предприятия

Маржинальный доход (МД), как уже было отмечено, равен сумме прибыли и постоянных затрат, т.е. постоянные затраты списываются в полной сумме на текущие результаты предприятия и приравниваются к одному из направлений распределения прибыли.

МД = Р + Z const,

где МД - сумма маржинального дохода;

Р- сумма прибыли от реализации;

Z const - постоянные затраты предприятия по производству и реализации продукции.

Для анализа влияния отдельных факторов на прибыль преобразуем эту формулу следующим образом:

Р = МД - Z const

Для прогнозирования прибыли вместо суммы маржинального дохода используют показатели выручки от реализации (ВР) и доли маржинального дохода в выручке (d МД):

d MД = МД: ВР

Пробразуем (3) формулу можно получить общую сумму маржинального дохода как произведение доли маржинального дохода на выручку. Тогда величина прибыли будет равна:

Р = d МД * ВР - Z const

Если предприятие реализует несколько видов изделий, то доля маржинального дохода для общей суммы выручки определяется как средневзвешенная.

Если известно количество реализуемой продукции (qi) и величина маржинального дохода в цене единицы продукции (мДi), тогда общая сумма маржинального дохода и прибыль будут определяться следующим образом:

МД = мДi * qi Р = мДi * qi - Z const

На прибыль от реализации влияют изменения:

- количества и структуры проданной продукции;

- уровня цен на продукцию;

- изменение величины постоянных затрат.

Анализ проводится в следующем порядке:

1. Рассчитываются удельные веса маржинального дохода в цене каждого изделия по формуле:

d мДi = Цi - Z relat i,

Цi

где dмДi - доля маржинального дохода в отпускной цене каждого вида изделия;

Цi - отпускная цена каждого вида изделия;

Zrelat i - переменные расходы на единицу изделия.

2. Определяется средневзвешенная величина маржинального дохода в выручке для всех изделий по плану:

d мДср пл = d мДi * dqi пл

где dмДi - доля маржинального дохода в цене изделия, дол.ед.

d qi пл- удельный вес изделия в общем объеме выручки по плану, %.

3. Определяется прибыль от реализации продукции по плану:

Рпл = d мДср пл * ВРпл - Zconst

Аналогично определяется средневзвешенная величина маржинального дохода фактически и определяется фактическая прибыль.

4. Сравнивается фактическая прибыль с плановой и определяется влияние отдельных факторов на изменение ее величины:

а) влияние увеличения выручки от реализации определяем

Рвр = (ВР ф - ВР пл) * dмД ср пл.

б) влияние структурных сдвигов в объеме реализации определяем по изменению величины маржинального доход а:

МД = (d мД ср ф - d мД ср пл) * ВР ф МД = Р стр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: