Величина прибыли зависит от:
· изменения объема реализации;
· структуры и ассортимента продукции;
· изменения себестоимости;
· цены на реализованную продукцию;
· цены на сырье, материалы, топливо, тарифы на энергию, транспорт, трудовые ресурсы и т.п.
Увеличение объема реализации продукции ведет к увеличению прибыли, но насыщение рынка продукцией определенного вида может привести к снижению её цены и сокращению впоследствие возможного объема реализации.
Изменение структуры товарного выпуска оказывает неоднозначное влияние на величину прибыли от продаж. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации ведет к росту прибыли. При увеличении доли низкорентабельной продукции общая сумма прибыли уменьшается.
Изменение себестоимости про дукции влияет на прибыль обратно пропорционально. Снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли, а её рост – к снижению суммы прибыли.
Увеличение цены на продукцию прямо пропорционально увеличивает прибыль, а рост цены на ресурсы ведет к повышению себестоимости и снижает возможную сумму прибыли.
|
|
Степень влияния каждого из этих факторов на прибыль устанавливают по данным отчета о прибылях и убытках и дополнительно рассчитанным показателям о выручке от реализации в ценах и затратах предшествующего года. Рассмотрим влияние основных факторов по условным показателям таблицы.
Показатели | За предыдущий год | По ценам и затратам предыдущего года на фактически реализованную продукцию | По отчету |
Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов, тыс.р. | z q | z q | z q |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.р. | s q | s q | s q |
Финансовый результат (прибыль), тыс. руб. | p q | p q | p q |
Методика расчета влияния факторов на прибыль от продаж включает этапы:
1. Рассчитывается общее изменение прибыли ( Р) от реализации продукции в отчетном году (Р ) по сравнению с предшествующим годом (Р )
Р = Р - Р
2. Определяется влияние изменения оптовых цен на продукцию и тарифов на услуги на величину прибыли
Рz = z q - z q ,
где z , z - цена единицы продукции в предшествующем и отчетном году.
q - количество продукции, реализованной в отчетном году.
3. Влияние изменения объема реализации продукции на прибыль определяется по формуле:
,
где q - количество продукции, реализованной в предшествующем году
Р - прибыль с единицы продукции, реализованной в предшествующем году.
4. Рассчитается влияние изменения структуры и ассортимента продукции на величину прибыли:
,
где Рq -это изменение прибыли в результате изменения объема реализации
|
|
5. Определяется влияние изменения себестоимости продукции на величину прибыли:
Рs = ,
где s , s - себестоимость единицы продукции предшествующего и отчетного года.
Правильность расчета влияния отдельных факторов на величину прибыли от продаж проверяется суммированием изменения прибыли под влиянием каждого фактора. Эта сумма должна быть равна общему изменению прибыли отчетного и предшествующего года, определенному в пункте 1.
В завершении анализа прибыли от продаж следует проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от объема продаж, себестоимости и цены реализации.