Важнейшая составляющая часть прибыли - прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, связанная с факторами производства и реализации

Величина прибыли зависит от:

· изменения объема реализации;

· структуры и ассортимента продукции;

· изменения себестоимости;

· цены на реализованную продукцию;

· цены на сырье, материалы, топливо, тарифы на энергию, транспорт, трудовые ресурсы и т.п.

Увеличение объема реализации продукции ведет к увеличению прибыли, но насыщение рынка продукцией определенного вида может привести к снижению её цены и сокращению впоследствие возможного объема реализации.

Изменение структуры товарного выпуска оказывает неоднозначное влияние на величину прибыли от продаж. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации ведет к росту прибыли. При увеличении доли низкорентабельной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Изменение себестоимости про дукции влияет на прибыль обратно пропорционально. Снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли, а её рост – к снижению суммы прибыли.

Увеличение цены на продукцию прямо пропорционально увеличивает прибыль, а рост цены на ресурсы ведет к повышению себестоимости и снижает возможную сумму прибыли.

Степень влияния каждого из этих факторов на прибыль устанавливают по данным отчета о прибылях и убытках и дополнительно рассчитанным показателям о выручке от реализации в ценах и затратах предшествующего года. Рассмотрим влияние основных факторов по условным показателям таблицы.

Показатели За предыдущий год По ценам и затратам предыдущего года на фактически реализованную продукцию По отчету
Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов, тыс.р. z q z q z q
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.р. s q s q s q
Финансовый результат (прибыль), тыс. руб. p q p q p q

Методика расчета влияния факторов на прибыль от продаж включает этапы:

1. Рассчитывается общее изменение прибыли ( Р) от реализации продукции в отчетном году (Р ) по сравнению с предшествующим годом (Р )

Р = Р - Р

2. Определяется влияние изменения оптовых цен на продукцию и тарифов на услуги на величину прибыли

Рz = z q - z q ,

где z , z - цена единицы продукции в предшествующем и отчетном году.

q - количество продукции, реализованной в отчетном году.

3. Влияние изменения объема реализации продукции на прибыль определяется по формуле:

,

где q - количество продукции, реализованной в предшествующем году

Р - прибыль с единицы продукции, реализованной в предшествующем году.

4. Рассчитается влияние изменения структуры и ассортимента продукции на величину прибыли:

,

где Рq -это изменение прибыли в результате изменения объема реализации

5. Определяется влияние изменения себестоимости продукции на величину прибыли:

Рs = ,

где s , s - себестоимость единицы продукции предшествующего и отчетного года.

Правильность расчета влияния отдельных факторов на величину прибыли от продаж проверяется суммированием изменения прибыли под влиянием каждого фактора. Эта сумма должна быть равна общему изменению прибыли отчетного и предшествующего года, определенному в пункте 1.

В завершении анализа прибыли от продаж следует проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от объема продаж, себестоимости и цены реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: