В деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП) общению принадлежит видная роль. Общение протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий как общение с гражданами, обратившимся за помощью, при юридическом консультировании, профилактической беседе, административном разборе правонарушения, в ходе опроса и других действий.
В подавляющем числе случаев это не простой разговор УУП с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач. Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который должен быть достигнут (дача показаний, установление истины, изменение поведения гражданином и др.). Общение УУП в режиме права и правоотношений, происходит, как правило, с непростыми людьми, в обстановке напряженности, конфликта и противоборства.
Психологически образованный и профессионально компетентный сотрудник должен обладать коммуникативными качествами, поскольку 80% профессиональной деятельности происходит в общении. Кроме того, сам УУП должен обладать устойчивой системой психологических знаний, умений и навыков в области общения, в том числе и профессионального.
|
|
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника определяетсяее образовательными функциями. Так как учебная дисциплина «Практикум по психологии общения» предназначена для более глубокого осмысления основ профессионального общения и формирования профессионального, коммуникативного поведения, ее изучение должно базироваться на знании студентов основ психологии. Поэтому курс «Практикум по психологии общения» должен изучаться после дисциплин «Психология» и «Психология в деятельности сотрудников ОВД». Знание психологических закономерностей общения позволит выпускникам, обучающимся по специальности Правоохранительная деятельность, качественно реализовывать будущим УУП сформированные в процессе учебной деятельности профессиональные коммуникативные умения и навыки.
Цель курса «Практикум по психологии общения» заключается в подготовке квалифицированных юристов и в формировании профессиональных коммуникативных качеств, умений и навыков будущих УУП.
В процессе изучения дисциплины «Практикум по психологии общения» курсанты должны знать:
- предмет психологии общения, ее задачи;
- виды общения;
- закономерности и средства общения;
- основные понятия курса «Практикум по психологии общения»;
- специфику и психологических особенностей профессионального общения УУП;
- сущность, структуру и функции общения.
Уметь:
- определять правомерность психического воздействия на человека в своей профессиональной деятельности;
|
|
- быстро устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе;
- оказывать психологическое воздействие на людей при осуществлении оперативной, служебной деятельности;
- в процессе общения уметь слушать других людей;
- преодолевать психологические барьеры в общении;
- применять правила общения в отношениях с коллегами, руководителем и гражданами;
- понимать мир человека, его мысли, чувства и настроения по вербальным и невербальным признакам.
Владеть:
- приемами установления психологического контакта;
- правилами общения с коллегами, руководителями и гражданами;
- правилами аттракции;
- техникой активного слушания;
- правилами ролевого поведения.
Программа курса «Практикум по психологии общения» рассчитана на 140 часов, из них 70 часов практических занятий, и 70 самостоятельная подготовка. Формой контроля знаний по дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом по специальности является зачет.
Обучение планируется осуществлять через различные формы и методы: беседу, индивидуальную и групповую работу, творческую работу, игровые, тренинговые формы и методы. Помимо этого в структуру занятий включается психологическая диагностика, позволяющая самостоятельно курсантам определить индивидуальные и коммуникативные особенности.
При осуществлении контроля качества знания возможна реализация таких форм, как устные и письменные опросы, тесты достижений. Содержанием самостоятельной работы обучаемых является решение тестовых заданий по каждой теме, работа с дополнительной литературой, в том числе и художественной по курсу «Практикум по психологии общения», подготовка докладов и написание рефератов по всем темам курса, а также организация, подготовка и участие в конкурсах, викторинах и конференциях по интересным проблемам курса. Одним из вариантов организации самостоятельной работы курсантов при подготовке к семинарским занятиям и экзамену является работа с разделом «Самоподготовка» портала поддержки образовательного процесса, размещенного в системе ЕИТКС.
Изучение каждой темы дисциплины имеет большую практическую направленность и предполагает решение задач, практических заданий, предусматривающих развитие у курсантов коммуникативных умений и навыков.
ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов по видам занятий | |||
Л | СЗ | ПЗ | Ср. | |||
1. | Роль общения в профессиональной деятельности УУП. | |||||
2. | Восприятие и понимание в профессиональном общении УУП. | |||||
3. | Особенности личности и психические состояния граждан. Их учет в профессиональном общении УУП. | 6+4 | ||||
4. | Невербальные компоненты коммуникации как средство общения в деятельности УУП. | 6+6 | ||||
5. | Психологические способы речевого взаимодействия в профессиональной деятельности УУП. | 6+6 | ||||
6. | Установление психологического контакта и доверительных отношений в деятельности УУП. | |||||
7. | Способы разрешения конфликтов в профессиональной деятельности УУП. | |||||
8. | Психологическое воздействие в деятельности УУП. | |||||
9. | Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств. | |||||
Зачет | ||||||
Всего часов: |