double arrow

Задачи землеустройства по реализации первых декретов советской власти по земле

После Октябрьской революции землеустройство становится средством глубоких аграрных преобразований в России. В первые годы Советской власти главной его задачей было проведение в жизнь Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. р частности, решалась задача практической передачи экспроп­риированных земель в пользование трудового крестьянства.

Одним из важнейших положений Декрета о земле, состав­ленного на основе крестьянского наказа, была отмена права частной собственности на землю, ее недра, леса и воды. Крестьянам предоставлялось право самим выбирать форму землепользования.

В сложных условиях первых послереволюционных лет были подготовлены и изданы нормативные акты, в которых основные положения Декрета о земле получили дальнейшее развитие. Важнейшие среди них — декрет ВЦИК «О социализации земли», опубликованный 19 февраля 1918 г., и положение «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социа­листическому земледелию», утвержденное ВЦИК 14 февраля 1919 г. В последнем из названных документов устанавливалось, что «в основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство, снабжающее Советскую республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда» и была поставлена задача способствовать обобществлению единоличного землеполь­зования

В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам.

В 1921—1927 гг. в процессе восстановления народного хозяйства главное внимание уделялось развитию единоличных крестьянских хозяйств. Считалось, что они позволят решить продовольственную проблему и улучшить экономическую ситу­ацию в стране; в значительной мере это удалось сделать. Землеустройство в этот период ориентировалось на ликвидацию недостатков землевладения и землепользования: чересполосицы, дальноземелья и длинноземелья, ликвидацию узкополосицы, многополосицы и мелкополосицы с разверстыванием земель на поля севооборотов (29,6 млн. га). Несмотря на некоторое сокращение числа коллективных хо­зяйств, продолжались работы и в общественном секторе сельского хозяйства.

С начала 1923 г. землеустроительные работы стали произ­водиться в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принятым ВЦИК 30 октября 1922 г., и Законом о трудовом землепользовании от 22 мая 1922 г.; главное внимание при этом уделялось рациональному устройству территории.

С 1928 г. единоличное крестьянское хозяйство в стране планомерно ликвидируется в результате политики сплошной коллективизации. Характер землеустройства в это время определялся директивами XV съезда ВКП(б), в которых указывалось на необходимость форсировать работу по земле­устройству, являющемуся предпосылкой внедрения коллективных форм хозяйствования.

В это время вопросы организации территории регулировались «Общими началами землепользования и землевладения», утвер­жденными ВЦИК СССР 15 декабря 1928 г. В «Инструкции по производству землеустроительных работ» (1928 г.) названы две формы землеустройства: межселенное (межхозяйственное) и внутриселенное (внутрихозяйственное).

Внутрихозяйственное землеустройство совхозов заключалось в размещении центральных усадеб, дорог, водных сооружений, отграничении сельскохозяйственных угодий и разбивке пахотных земель на клетки. Оно носило упрощенный характер и решало лишь простейшие задачи организации и размещения производ­ства. Связано это было и с нестабильностью тогдашнего колхозного и совхозного землепользования, отсутствием опыта организации крупных сельскохозяйственных предприятий и их территории. Не было еще и надлежащей теории землеустро­ительного проектирования.

В результате коллективизации характер землепользования в стране существенным образом изменился. Новые крупные хозяйства могли успешно развиваться только при наличии прочной земельной базы. В решении этого вопроса важную роль сыграло постановление ВЦИК и СНК СССР с сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов».

К 1937 г. коллективизация была практически завершена. Центр тяжести землеустройства постепенно начал переме­щаться в сторону территориальной организации производства в колхозах и совхозах. С 1933 г. в них были начаты работы по освоению севооборотов, размещению их полей и бригадных участков. Они продолжались и в послевоенный период.

С 1950 по 1954 г. основным видом землеустроительных работ было объединение землепользований мелких сельскохозяйственных артелей в более крупные и организация их территории. Эти преобразования требовали проведения все более сложных и разнообразных землеустроительных работ. Начали разрабатываться вопросы организации территории кормовых и специальных севооборотов, пастбищ, сенокосов, многолетних насаждений. К середине 50-х годов окончательно сформировалось представление о внутрихо­зяйственном землеустройстве сельскохозяйственных предприятий, которое не потеряло своего значения и в наши дни.

Новая аграрная политика, основные положения которой были утверждены на мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС, главный акцент делала на интенсификацию сельского хозяйства, включая мелиорацию земель, химизацию и материально-техни­ческое переоснащение отрасли.

В связи с широким распространением эрозии почв и необходимостью борьбы с ней 20 марта 1967 г. было принято постановление правительства «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии». В соответствии с ним внутрихозяйственное землеустройство в районах проявления эрозии почв должно было в первую очередь ориентироваться на противоэрозионную организацию территории, и осуществление комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, ле­сомелиоративных и гидротехнических почвозащитных меропри­ятий.

В России землеустройство в это время осуществлялось на основе постановления Совета Министров РСФСР от 23 марта 1966 г. «О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах.

Создание в России эффективной социально ориентированной рыночной экономики предполагает проведение коренных преоб­разований в агропромышленном комплексе, важнейшими из которых являются:

- земельная реформа;

- переход к многоукладной экономике, юридическое и эконо­мическое равноправие всех форм хозяйствования в АПК — коллективных, государственных, частных, развитие кооператив­ных и интеграционных связей между ними;

- предоставление полной самостоятельности всем сельскохо­зяйственным производителям в вопросах планирования, распо­ряжения произведенной продукцией и доходами;

- изменение функций и организационной структуры органов управления агропромышленным производством;

- переход к новой инвестиционной политике, обеспечивающей социальное развитие села, укрепление материально-технической базы и ускорение научно-технического прогресса в АПК.

Единая земельная политика в Российской Федерации бази­руется на новом земельном законодательстве.

Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 г. о введении в действие Закона РСФСР «О земельной реформе» Совет Министров РСФСР 18 января 1991 г. утвердил Республиканскую программу проведения земельной реформы на территории Российской Федерации. Для выполнения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, государственного регулирования земельных отношений в ходе земельной реформы при правительстве Российской федерации был создан Государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам (в последующем — Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустрой­ству).

С 25 апреля 1991 г. введен в действие Земельный кодекс РСФСР, направленный на регулирование новых земельных отношений, а с 11 октября 1991 г. — Закон РСФСР «О плате за землю». За счет поступлений от земельного налога предполагалось финансировать мероприятия по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторингу, охране земель и повышению плодородия почв, освоению новых земель и другие, связанные с организацией рационального землепользо­вания.

В связи с переходом на многоукладные формы хозяйство­вания и рыночные отношения начала разрушаться монополия государственной собственности на землю, сдерживающая разви­тие производства, особенно в агропромышленной сфере, отчуж­дающая производителя сельскохозяйственной продукции от земли.

Земельная реформа привела к возникновению новых видов землеустроительных работ; существенно увеличились их объемы, изменилось их содержание.

Рынок существенным образом меняет и методику землеуст­роительного проектирования в сельскохозяйственных предприя­тиях.

Обострение экологической ситуации в стране требует, чтобы при землеустройстве проектируемые территориальные природно-хозяйственные комплексы были сбалансированными по линии процессов потребления — восстановления ресурсов; нужен также четкий приоритет природоохранных и экологических критериев эффективности использования земель над производственными.

Наконец, все землеустроительные работы должны выполнять­ся комплексно, быть элементами единой технологической и информационной цепи — от проведения топографо-геодезических, почвенных и иных обследований до землеустроительного проектирования. Только на этой основе могут быть приняты научно обоснованные решения по организации рационального использования земель.

Вопросы:

  1. Задачи землеустройства в первые годы Советской власти.
  2. Задачи землеустройства в период коллективизации сельского хозяйства.
  3. Виды землеустроительных работ в послевоенный период.
  4. Содержание землеустроительных работ по противоэрозионной организации территории.
  5. Задачи землеустройства в период осуществления земельной реформы 1990 года.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: