Землеустройство – сложное социально – экономическое явление. Состав мероприятий, входящих в него, меняется по мере исторического развития.
Более развитую форму землеустройство получило в начале XX в. при проведении Столыпинской аграрной реформы. Теперь ставилась задача не только отграничения земель, но и целесообразного размещения земельных участков (землевладений) и придания им удобной формы для ведения хозяйства. Таким образом, нужно было решать не только технические и правовые, но и экономические проблемы. Наконец, Столыпинская реформа ориентировалась и на достижение определенных политических (а не только экономических) целей. Этим содержание дореволюционного землеустройства в России в основном и исчерпывалось.
В «Общих началах землепользования и землеустройства», принятых в декабре 1928 г., было сказано, что «землеустройство должно способствовать борьбе с чересполосицей, дальноземельем и другими недостатками землепользования, переходу к улучшенным севооборотам, коренному улучшению земельных угодий, хозяйственному освоению земли». Для выполнения этих задач одного межхозяйственного землеустройства и его методов было уже недостаточно. Нужны были действия по организации и улучшению использования земли внутри землепользований, границы которых уже установлены и являются устойчивыми. Так возникло внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий (совхозов и колхозов). Содержание его в основном определилось уже в 30-е годы, а в послевоенный период получило дальнейшее развитие. На разработку его методов и были преимущественно направлены усилия ученых и практиков.
|
|
Землеустроителям приходилось решать все более широкий круг задач, относящихся к организации использования земли, особенно в сельском хозяйстве, на территории конкретных предприятий.
Следующим важным шагом можно считать противоэрозионную организацию территории, разработку в составе и на основе землеустроительных решений комплекса мероприятий по борьбе с эрозией почв.
В самое последнее время начались работы по размещению и установлению границ территорий с особыми режимами использования; их можно отнести к ландшафтному проектированию. Необходимость таких действий была закреплена в законодательстве.
Организация использования земли представляет собой, прежде всего действия, предшествующие ее непосредственному использованию, предопределяющие и формирующие его характер, создающие для этого необходимые условия (к таким действиям относятся, в частности, планирование и проектирование). Кроме того, под организацией использования земли понимается и действующая система, его осуществления.
|
|
В целом такая организация включает:
- установление на земле порядка, максимально соответствующего конкретным производственным, экономическим, социальным, экологическим целям;
- устройство земли как природного ресурса и как объективно социально-экономических связей;
- устройство земли совместно с другими, связанными с ней, средствами производства;
- соблюдение в процессе использования земель общих народнохозяйственных интересов, а также положений, заложенных региональных и локальных программах.
Землеустройство включает в себя организацию использования земли как свою основную задачу.
К основным функциям землеустройства, связанным с ее решением, относятся:
- регулирование, организация, совершенствование землепользования и землевладения всех форм;
- межхозяйственная и внутрихозяйственная организация территории;
- образование фондов земель;
- территориальная организация агропромышленного комплекса, улучшение природных ландшафтов и др.
В нашей стране землеустройство представляет собой прежде всего систему государственных мероприятий.
В эту систему входят - экономические, правовые, технические и экологические действия, осуществляемые государственными землеустроительными органами; прогнозирование, планирование и проектирование организации территории; организация использований и охраны земельных ресурсов в настоящее время, на ближайшую и на отдаленную перспективу по стране в целом и по отдельным регионам, категориям земель, землепользованиям, по видам угодий и отдельным участкам.
В эту систему входит и составление различных схем проектов с использованием материалов земельного кадастра.
Будучи по своей сути экономическим мероприятием, землеустройство проводится в единой системе с правовыми, техническими и иными действиями. При этом разрабатываются различные экономические, экологические, правовые и технические вопросы, относящиеся к организации использования земель, что и должно найти свое отражение в научном определении понятия «землеустройство». Ведь любое определение кратко, одной фразой, описывает суть и содержание сложного явления, выделяет его наиболее общие и самые характерные признаки. В то же время почти всякое определение именно в силу своей краткости оказывается недостаточно полным, что нередко приводит к появлению все новых и новых его вариантов.
Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" вводит следующее понятие землеустройства:
землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Объекты землеустройства:
- территории субъектов Российской Федерации,
- территории муниципальных образований,
- территории населенных пунктов,
- территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;
Землеустройство — это составная часть хозяйственного механизма страны. Его основными задачами являются:
- формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;
- создание равных территориальных условий для развития всех форм землевладения, землепользования и хозяйствования на земле;
- разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, предоставленных в собственность, владение и пользование;
|
|
- подготовка данных для установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения потерь сельскохозяйственного производства и убытков землевладельцев и землепользователей при изъятии земель;
- обеспечение точности и бесспорности обозначения на местности границ, установленных при землеустройстве;
- обоснование направлений и установление перспектив мелиорации;
- создание территориальных условий для рациональной организации сельскохозяйственного производства;
- разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, повышению и восстановлению плодородия почв, рекультивации земель, защите их от эрозии и других процессов деградации, а также по консервации нарушенных земель.