Как показывает исторический опыт развития землеустройства в нашей стране, его методы, формы и основное содержание, всегда определялись экономическими, политическими и другими задачами, которые решало общество в каждый конкретный момент. При этом землеустройство играло большую роль в осуществлении аграрной политики, земельных преобразований, других экономических и социальных мероприятий общегосударственного значения.
Рост производства, развитие сельского хозяйства и других отраслей, интересы социального развития требуют постоянного совершенствования существующих форм организации территории, а также форм землевладения и землепользования. Соответственно меняются и функции землеустроительных органов. Это положение можно, в частности, проиллюстрировать опытом развития землеустройства в советский период.
Заметим, прежде всего, что, хотя землеустройство все эти годы вынужденно следовало весьма неэффективной государственной политике, приводившей, в конечном счете, к деградации сельскохозяйственного производства и нерациональному использованию земель, тем не менее на практике оно объективно сдерживало некоторые наиболее разрушительные тенденции. Специалисты-землеустроители, честно выполняя свой долг, стремились, как правило, решать свои профессиональные задачи на современной научной основе, в интересах людей, работающих на земле.
|
|
Непосредственно после Октябрьской революции землеустройство заключалось прежде всего в проведении преобразований, связанных с реализацией Декрета о земле. В этот период советское государство ликвидировало частные формы землевладения, передавало землю в пользование крестьянам, создавало и укрепляло общественные землепользования. В результате в сельском хозяйстве страны основной фигурой стал крестьянин-середняк, получивший землю от новой власти и поэтому поддерживавший ее.
Коллективизация оказала большое разрушительное воздействие на крестьянство и сельское хозяйство страны, усугубляемое допускаемыми при этом грубыми нарушениями. Руководство всем процессом осуществлялось административными методами, нередко с помощью прямого насилия. В это же время, аналогичным образом создавались землепользования многих совхозов.
В середине и второй половине 30-х годов землеустройство выполняло задачи, направленные на юридическое и техническое закрепление земель за колхозами и совхозами.
В первые послевоенные годы (до 1950 г.) содержание землеустройства определялось задачами восстановления народного хозяйства. Главное внимание было сосредоточено на внутрихозяйственной организации территории колхозов и совхозов; осуществлялось также выделение земель для развития промышленности и других отраслей. В 50-е годы появилась возможность перевооружить сельское хозяйство более мощной сельскохозяйственной техникой, в связи с чем потребовалось укрупнение существующих земле пользовании.
|
|
С 1954 по 1964 г. проводились крупномасштабные землеустроительные мероприятия, связанные с освоением целинных и залежных земель, включая обследовательские работы, межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство. Большое внимание уделялось также введению и освоению севооборотов.
В 1967 г. были приняты первые серьезные решения по защите почв от ветровой и водной эрозии. С этого времени проекты и схемы землеустройства стали включать в себя качестве обязательного элемента противоэрозионную организацию территории и комплекс противоэрозионных мероприятий. Это требование остается актуальным и в настоящее время.
С конца 80-х годов по мере развития экономических и политических реформ в стране начались и крупные земельные преобразования. Происходит перераспределение земель с целью создания равных условий для развития всех форм хозяйствования в АПК, формирования современной многоукладной экономики, рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Важная роль в деле реализации земельной реформы отводится землеустройству. На первом этапе ее создаются фонды перераспределения путем изъятия неэффективно используемых и используемых не по назначению участков. Из этих фондов выделяются земли гражданам в собственность, владение, пользование с выдачей документов, удостоверяющих их права. Земли населенных пунктов, расположенных на территории сельскохозяйственных и других предприятий, передаются в ведение местных органов власти.
Главная задача нынешних преобразований — преодолеть отчуждение крестьянина от земли, сделать его подлинным хозяином, заинтересованным в конечных результатах своего труда, коренным образом изменить условия жизни сельских тружеников и на этой основе значительно повысить эффективность агропромышленного производства в стране.
Краткий обзор развития землеустройства в послереволюционной России показывает, что оно всегда было тесно связано с конкретными социально-экономическими задачами, решаемыми к тот или инок период, и играло важную роль во всех аграрных преобразованиях. Землеустроителями был накоплен большой профессиональный опыт, на который необходимо опираться и в дальнейшем. Кроме того, видно, что по мере усложнения производства значение землеустройства как средства организации и охраны земель непрерывно возрастает, а его содержание постоянно расширяется.
Комплекс землеустроительных действий, необходимых и регулярно осуществляемых в наши дни, весьма разнообразен, особенно в такой обширной стране, как Россия. Значительная часть их непосредственно затрагивает сельское хозяйство и проводится в крупных масштабах на очень больших территориях. Вместе с тем опыт показывает, что нельзя сводить все задачи землеустройства к одному-двум действиям, приобретающим характер очередной массовой кампании. В нашей стране были периоды, когда все силы землеустроителей вынужденно сосредоточивались на чем-то одном; едва ли это можно считать нормальным.
Содержание и методы землеустройства будут развиваться и далее, по мере реализации земельной реформы, в соответствии с общественными потребностями, на основе достижений науки, отечественного и зарубежного опыта.