Организаторы проведения экспертизы выбирают процедуру осуществления экспертизы. Известны различные подходы к этому вопросу. Можно проводить:
- индивидуальный или групповой опрос;
- очный или заочный;
- открытый или закрытый.
Индивидуальный опрос заключается в интервьюировании эксперта и позволяет максимально использовать способности и знания каждого эксперта.
Групповой - при этом методе эксперты могут обмениваться мнениями, могут учесть упущенный момент каждым из них, скорректировать свою оценку. Недостаток группового мнения заключается в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения, психологической несовместимости некоторых участников экспертизы.
Из методов группового опроса используют:
- различные модификации метода Дельфи;
- методы комиссий;
Методы Дельфи характеризуются следующими чертами:
- анонимность мнений экспертов;
- регулируемая обработка, связь, которая осуществляется аналитической группой за ряд туров опроса, причем результаты каждого тура сообщаются экспертам;
|
|
- групповым ответом, который получается с помощью статистических методов и отображается обобщенное мнение участников экспертизы;
Недостатком метода Дельфи считается то, что он не позволяет сталкивать в споре мнения экспертов и на него затрачивается много времени. Подробнее о методе Дельфи будет рассказано далее.
К методам комиссий относятся сборы экспертов, дискуссии, так называемая “мозговая” атака (коллективная генерация идей). При использовании методов комиссий к экспертам предъявляются следующие требования:
- независимость суждений;
- устойчивость к мнению авторитетов и большинства;
- психологическая совместимость.
Очная и заочная экспертиза отличается соответственно формой проведения.
Открытые и закрытые экспертизы определяются типом вопроса.
Открытый вопрос предусматривает возможность представления ответа от эксперта в любой форме, в любом виде. При этом можно выявить новые аспекты проблемы.
Закрытый вопрос предусматривает перечень возможных ответов (да-нет; нужное подчеркнуть и т.д.).