double arrow

Выбор процедуры проведения экспертизы


Организаторы проведения экспертизы выбирают процедуру осуществления экспертизы. Известны различные подходы к этому вопросу. Можно проводить:

- индивидуальный или групповой опрос;

- очный или заочный;

- открытый или закрытый.

Индивидуальный опрос заключается в интервьюировании эксперта и позволяет максимально использовать способности и знания каждого эксперта.

Групповой- при этом методе эксперты могут обмениваться мнениями, могут учесть упущенный момент каждым из них, скорректировать свою оценку. Недостаток группового мнения заключается в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения, психологической несовместимости некоторых участников экспертизы.

Из методов группового опроса используют:

- различные модификации метода Дельфи;

- методы комиссий;

Методы Дельфихарактеризуются следующими чертами:

- анонимность мнений экспертов;

- регулируемая обработка, связь, которая осуществляется аналитической группой за ряд туров опроса, причем результаты каждого тура сообщаются экспертам;




- групповым ответом, который получается с помощью статистических методов и отображается обобщенное мнение участников экспертизы;

Недостатком метода Дельфи считается то, что он не позволяет сталкивать в споре мнения экспертов и на него затрачивается много времени. Подробнее о методе Дельфи будет рассказано далее.

К методам комиссий относятся сборы экспертов, дискуссии, так называемая “мозговая” атака (коллективная генерация идей). При использовании методов комиссий к экспертам предъявляются следующие требования:

- независимость суждений;

- устойчивость к мнению авторитетов и большинства;

- психологическая совместимость.

Очная и заочная экспертизаотличается соответственно формой проведения.

Открытые и закрытые экспертизы определяются типом вопроса.

Открытый вопрос предусматривает возможность представления ответа от эксперта в любой форме, в любом виде. При этом можно выявить новые аспекты проблемы.

Закрытый вопрос предусматривает перечень возможных ответов ( да-нет; нужное подчеркнуть и т.д.).







Сейчас читают про: