По объему

Ленинградская школа:

- мономорфное – нарушается одна фонетическая группа звуков (пример – свистящие);

- полиморфное – нарушены две и более групп звуков (пример - [ш], [ж], [р])

Московский подход:

- простое – от одного до четырех звуков нарушены;

- сложное – от 5 звуков

Уровни нарушений произношения по Правдиной:

- неумение правильно произносить звуки, группы звуков;

- неправильное произношение звуков речи при правильном их произношении изолированно или в легких словах;

- смешение звуков близких по звучанию, артикуляции, при умении правильно произносить оба звука.

По проявлениям

- отсутствие звука (..ыба, коабль);

- замены ([ш] ® [с], [с] ®[т], [р] ® [л], [л] ® [в], легче);

- смешение (один и тот же звук может иметь несколько звуков–заменителей ([щ] ® [щ], [щ]® [с, с¢], [щ]®[т¢], нет четких образцов, фонематический слух нарушен точно)

- искажение (несоответствие произношений нормам языка, т.е. воспроизведение звука, который отсутствует в фонематической системе родного языка (w, th)

В зависимости от типа нарушения все дефекты делятся на две группы:

а) фонематические (фонологические) – замены, смешения (нарушения влияют на всю систему)

б) фонетические (антропофонические)- искажение (фонематический слух в норме), отсутствие звуков.

Обозначение замен

- параротацизм – замены [р], [р¢];

- параламбдацизм – замены [л], [л¢];

- парасигматизм – замены [с], [с¢], [з], [з¢], [ц], [ш], [щ], [ж], [ч].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: