- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата (одна из наиболее легких форм речевых нарушений).
При дислалии нарушается в первую очередь произношение согласных звуков, особенно тех, которые сложны по артикуляции и позже других проявляются в онтогенезе:
- cвистящие – [с], [с¢], [з], [з¢], [ц]
- шипящие - [ш], [ж], [ч], [щ]
- ротовые сонорные - [л], [л¢], [р], [р¢]
Обычно эти звуки подвергаются замене (звуки субституты). Физиологические субституты разделяются по возрастным категориям: свистящие к 3 годам, шипящие к 4, ротовые (л, л¢) к 5, сонорные к 6 (7).
Система физиологических субститутов
Возраст | 1,5-2 | 2,5 | |||||
С | Т¢ | Т | С¢ | С | |||
З | Д¢ | Д | З¢ | З | |||
Ш | Т¢ | Т | С¢ | С | Ш | ||
Ж | Д¢ | Д | З¢ | З | Ж | ||
Л | отсутствие | Й | Л¢ | Л | |||
Р | отсутствие | Й | Л (Д¢) | Л (Р¢) | Р |
Период окончательного формирования звука составляет 20-30 дней. В течении этого времени ребенок пользуется и новыми звуками и звуками субститутами [сабака - с¢абака].
Патологические замены
[с], [ш] ® [ф], [х]
[з], [ж] ® [в], [ч]
Даже в раннем возрасте это признак будущей патологии. При дислалии звуки не встают как положено.
Этиология дислалии
По этиологическому признаку дислалия делится на:
1. Механическая дислалия – вид дефектного произношения, который вызывается органическими дефектами периферического отдела речевого аппарата, его костного и мышечного строения (чаще всего аномалии прикуса, укороченной подъязычной связки)
2. Функциональная дислалия – вид неправильного произношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата, а несформированными оказываются специальные регулирующие умения. Необходимые для произношения звуков, формирование артикуляционных укладов, фонематическое развитие ребенка.
Причины дислалии:
а) при механической дислалии
- врожденные (аномальное развитие артикуляционного аппарата, возникающее в первые три недели эмбриогенеза, когда происходит закладка лицевого скелета)
- приобретенные (аномалии артикуляционного аппарата, обусловленные травмами, ожогами, вредными привычками);
б) при функциональной дислалии
- социальные (неправильное воспитание речи ребенка, подражание неправильным образцам речи взрослого, педагогическая запущенность, ограничения социальных контактов, двуязычие в семье;
- биологические (общая физическая ослабленность ребенка, задержка речевого развития, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подготовленность органов артикуляции).
Классификация нарушений звукопроизношения
1. по объему
2. по проявлениям
3. по механизмам