Дислалия

- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата (одна из наиболее легких форм речевых нарушений).

При дислалии нарушается в первую очередь произношение согласных звуков, особенно тех, которые сложны по артикуляции и позже других проявляются в онтогенезе:

- cвистящие – [с], [с¢], [з], [з¢], [ц]

- шипящие - [ш], [ж], [ч], [щ]

- ротовые сонорные - [л], [л¢], [р], [р¢]

Обычно эти звуки подвергаются замене (звуки субституты). Физиологические субституты разделяются по возрастным категориям: свистящие к 3 годам, шипящие к 4, ротовые (л, л¢) к 5, сонорные к 6 (7).

Система физиологических субститутов

Возраст   1,5-2 2,5        
С Т¢ Т С¢ С      
З Д¢ Д З¢ З      
Ш Т¢ Т С¢ С Ш    
Ж Д¢ Д З¢ З Ж    
Л отсутствие Й   Л¢   Л  
Р отсутствие Й   Л (Д¢)   Л (Р¢) Р

Период окончательного формирования звука составляет 20-30 дней. В течении этого времени ребенок пользуется и новыми звуками и звуками субститутами [сабака - с¢абака].

Патологические замены

[с], [ш] ® [ф], [х]

[з], [ж] ® [в], [ч]

Даже в раннем возрасте это признак будущей патологии. При дислалии звуки не встают как положено.

Этиология дислалии

По этиологическому признаку дислалия делится на:

1. Механическая дислалия – вид дефектного произношения, который вызывается органическими дефектами периферического отдела речевого аппарата, его костного и мышечного строения (чаще всего аномалии прикуса, укороченной подъязычной связки)

2. Функциональная дислалия – вид неправильного произношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата, а несформированными оказываются специальные регулирующие умения. Необходимые для произношения звуков, формирование артикуляционных укладов, фонематическое развитие ребенка.

Причины дислалии:

а) при механической дислалии

- врожденные (аномальное развитие артикуляционного аппарата, возникающее в первые три недели эмбриогенеза, когда происходит закладка лицевого скелета)

- приобретенные (аномалии артикуляционного аппарата, обусловленные травмами, ожогами, вредными привычками);

б) при функциональной дислалии

- социальные (неправильное воспитание речи ребенка, подражание неправильным образцам речи взрослого, педагогическая запущенность, ограничения социальных контактов, двуязычие в семье;

- биологические (общая физическая ослабленность ребенка, задержка речевого развития, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подготовленность органов артикуляции).

Классификация нарушений звукопроизношения

1. по объему

2. по проявлениям

3. по механизмам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: