Недостатки произношения шипящих звуков

Нормальная артикуляция звука [ш]. Губы слегка вытянуты вперед, округлены. Расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят до уровня альвеол, но не смыкается с ними. Передняя часть языка поднята, средняя часть языка опущена, верхняя поднята (чашечка). Выдыхаемая воздушная струя проходит через две щели между задней частью языка и небом, а также между кончиком языка и альвеолами. Мягкое небо поднято, закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты.

Нормальная артикуляция звука [ж]. Артикуляция звука [ж] аналогична звуку [ш], за исключением сомкнутых и вибрирующих голосовых складок.

Сигматизм шипящих. Искажение шипящих аналогичны искажениям свистящих [з]. [з¢].

6) щечное произношение. Язык не принимает участие в артикуляции - пассивно лежит на дне ротовой полости. Зубы сомкнуты. Выдыхаемая воздушная струя встречает препятствие в виде сомкнутых зубов. При произношении раздуваются щеки пол напором воздуха;

7) нижнее произношение. Кончик языка располагается за нижними зубами. Передняя часть языка приближается к верхним альвеолам, средняя и задняя части языка опущена;

8) заднеязычное произношение. Задняя часть языка поднята и сближается с мягким небом, выдыхаемая струя проходит через заднюю часть языка и мягкое небо.

Парасигматизм шипящих

Недостатки произношения [л] и [л¢]

Нормальная артикуляция звука [л]. Губы нейтральны. Расстояние между резцами 3-4 мм. Кончик языка упирается в альвеолы или в начало верхних зубов. Передняя часть языка поднята, средняя прогибается, верхняя приподнята, боковые края языка не примыкают к коренным зубам. Через боковые края проходит выдыхаемая воздушная струя. Мягкое небо поднято, закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Нормальная артикуляция звука [л¢]. Губы слегка растянуты в улыбку. Кончик языка отодвинут назад, передняя часть языка поднята, средняя и нижняя опущены. Мягкое небо закрывает проход в нос, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Ламбдацизм.

1) межзубный. Кончик языка располагается между верхними и нижними зубами. Акустический эффект тот же, но надо исправлять;

2) губной. Язык не принимает участие в артикуляции звуков. Звук создается вытянутыми вперед губами [W] (не видно);

3) полумягкий (европейский). Кончик языка располагается выше альвеол, в результате получается слегка смягченный [л];

4) носовой. Мягкое небо опущено, открывает проход в нос, язык отодвинут назад. Задняя часть преподнята, в результате слышится гнусавое сочетание [нг].

Параламбдацизм.

Недостатки произношения [р] и [р¢]

Нормальная артикуляция звука [р]. Губы разомкнуты, расстояние между зубами 5-7 мм. Кончик языка приближен к верхним зубам, альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Передняя часть языка приподнята, средняя и задняя части языка опущены. Мягкое небо закрывает проход в нос, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Нормальная артикуляция звука [р¢]. Губы слегка растянуты в улыбку, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка приближен к альвеолам, основаниям верхних зубов, напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Передняя часть языка поднята, средняя и задняя приподняты. Мягкое небо закрывает проход в нос, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Ротацизм.

1) велярный. Язык не принимает участие в артикуляции. Выдыхаемая струя вызывает беспорядочную чтототам вибрацию заднего края мягкого неба. Грубый, дисгармоничный звук (немецкий);

2) увулярный. Язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует маленький язычок (увуля) в проходящей воздушной струе (французский);

3) губной.

- вибрация отсутствует, звук артикулируется сближенными и выдвинутыми вперед губами;

- вибрируют сближенные губы

4) одноударный. Кончик языка занимает правильное положение (касается альвеол), но вибрация не происходит, т.е. кончик языка совершает один удар по альвеолам (похож на англ. D)

5) носовой. Мягкое небо опущено, открыт проход в нос, язык перемещен назад и задняя часть поднята, звучит гнусавое сочетание [нг];

6) боковой. Боковые края языка не примыкают к коренным зубам и выдыхаемая струя воздуха проходит по боковым краям языка, хлюпающий звук [р¢л¢].

Параротацизм.

3. По механизмам. Выделяют механическую и функциональную дислалию.

Механическая дислалия обусловлена аномалиями строения органов артикуляции:

а) дефекты строения губ (недоразвитие, рубцы после операции);

б) аномалии строения языка

- макроглосия (большой)

- микроглосия (маленький)

- травмы, частичное удаление

- укороченная подъязычная связка;

в) аномальный прикус

- прогнотия (выступление вперед верхней челюсти)

- прогения (выступление вперед нижней челюсти)

- прямой прикус:

* открытый передний;

* открытый боковой

* глубокий

* перекрестный (смещаются челюсти по отношению друг к другу)

г) аномальное строение зубного ряда:

- отсутствие зубов

- неправильное расположение зубов

д) аномальное строение неба:

- узкое, высокое (готическое)

- плоское небо

При механической дислалии преобладает искажение звуков – нарушается произношение целой группы звуков, имеющих сходный элемент артикуляции.

Функциональная дислалия. Классификация по Токаревой:

- моторная – обусловлена нейродинамическими сдвигами в области речедвигательного анализатора. Симптомы: искажения и пропуски звуков

- сенсорная – нейродинамические сдвиги в области речеслухового анализатора. Симптомы: смешения и замена звуков

- сенсомоторная – нарушения деятельности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Симптомы: искажения, пропуски, замены.

Классификация по Б.М. Гриншпун

- акустико-фонематическая: Избирательная несформированность операций, узнавания, опознания. Различение акустических признаков звуков. Симптомактика: замена звуков;

- артикуляторно-фонематическая: Неполностью сформирована артикуляционная база. Симптоматика: замена звуков; Несформированность операций выбора звука. Симптоматика: смешение звуков

- артикуляционно-фонетическая: у ребенка неправильно сформированный артикуляционные позиции. Симпотиматика: искажение звуков

Этапы логопедической работы по устранению звукопроизношения

Включает три этапа:

1. Подготовительный – состоит из двух направлений, реализующихся параллельно:

1.1. развитие речеслухового анализатора (развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза) (опознавание звука);

1.2. развитие речедвигательного анализатора, развитие подвижных органов артикуляции. Выполняется общая и дифференцированная гимнастика

2. Э тап формирования первичных произносительных умений и навыков. Включает три составляющие:

2.1. постановка звука. Пять способов:

а) по подражанию (имитативный) способ – какието попытки ребенка, найти артикуляцию с опорой на зрительные, тактильные, акустические объяснения + объяснения логопеда;

б) механический – внешнее механическое воздействие на органы артикуляции ребенка специальными зондами или шпателями;

в) смешанный – сочетает первый и второй

г) постановка от артикуляционных упражнений

д) постановка от опорных звуков – постановка с опорой на правильное

2.2. автоматизация звука – введение постановочного звука в речь

2.3. дифференциация звука с акустическими и артикуляционно сходными звуками (предупредить возможное смешение звуков)

3. Формирование коммуникативных умений и навыков – происходит формирование правильного произношения звуков И ЕЩЕ ЧТОТО

Особенности постановки звуков

!!!!!Всегда сначала ставится глухой звук, а потом звонкий звук, при контроле тактильно-вибрационным способом (рука на горло)!!!!!

!!!!! При заменах и смешениях всегда сначала проверяется фонематический слух (стукнуть, хлопнуть на нужный звук в слове!!!!!

При коррекции свистящих, отрабатываются упражнения первого комплекса артикуляционной гимнастики. Направленные на возможность удержания языка за нижними зубами и на выработку центральной воздушной струи.

При межзубном сигматизме можно использовать механическую помощь или объяснения, показ, при автоматизации, чтобы избежать ассоциации с нарушенным звуком, [с] произносится со сжатыми губами и длительно.

При боковом сигматизме сначала проводится активация мышц боковых краев языка и звук ставится в два приема:

- сначала вызывается межзубное произношение (что избавляет от хлюпающего звука)

- язык переводят в зазубное положение по показу или механически

При губнозубном сигматизме необходимо снять губную артикуляцию, т.е. звук ставится при утрированно раскрытых губах и обнаженных зубах. Механически логопед отводит нижнюю губу от верхних зубов и даже допустимо произношение в слогах с механической помощью (держим пальцем губу)

При зубном сигматизме постановка осуществляется либо механически, либо по показу от межзубного произношения, а в дальнейшем механически язык убирают за нижние зубы.

[З] можно произнести через межзубное [д]. После [з] ставится [ц] от слога:

При постановке шипящих звуков, отрабатывается второй комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Задача: выработать воздушную струю, направленную наверх, и возможность удержания языка в форме чашечки.

При постановке звука [ш], соединяются два элемента артикуляционной гимнастики, т.е. язык чашечки и дутье наверх.

Возможна постановка от звука [р], если он сохранный. Ребенок длительно шепотом произносит звук [р], а логопед во время произнесения, касается шпателем нижней поверхности языка ребенка, затормаживая вибрацию.

При наличии звонкого [р], также ставится звук [ж].

Звук [ж], ставится от звука [ш], путем тактильно-вибрационного приема.

Возможна постановка звука [ж] от звука [д]. Ребенок многократно произносит [д], ударяя язык о небо, а логопед помогает легкими ударами по подбородку.

Звук [ч] ставится от слога:

Звук [щ] ставится от [ч] – длительно протягиваем

Постановка звука [Л]. Отрабатывается третий комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Основные усилия направлены на подъем кончика языка и удержание его у альвеол. Звук ставится от межзубного произнесения звука [ы] (протянуть). В итоге получается [л]. Далее язык переводится (механически - зондом) в зазубное положение, т.е. упирается в альвеолы.

Упражнениями четвертого комплекса ставится звук [Р]. Цель: выработать подъем языка и возможность вибрации кончика языка.

Наиболее эффективный способ постановки – механический (упражнения «моторчики», «барабанщики»). Приоткрыть рот и при сильном выдохе «стучать» по альвеолам [d-d-d]. Логопед зондом вызывает вибрацию по нижней поверхности языка ребенка – совершает интенсивные движения из стороны в сторону.

Второй способ, от артикуляционного упражнения «грибок» и сильный выдох.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: