Эта глава содержит четыре совета, которые мне хотелось бы использовать для нашей медитации, а именно: “Не позволяй уму лениться”, “Отринь ошибочные взгляды” (чего люди, к сожалению, не делают) и “Восстань. Отринь беспечность”.
Сегодня, по крайней мере, мир устроен так — будем надеяться, что он таким не останется навсегда, — что человек неразвитый, без какой-либо подготовки, сталкиваясь с разными идеями, невольно выбирает идеи ложные.
Так же и ребенок, который не получил должного воспитания, всегда избирает дурную компанию. С такими примерами я постоянно сталкиваюсь на практике. Если ребенок воспитывается в особой замкнутой обстановке и с раннего возраста проникается духом той особой атмосферы, особой чистоты, он, возможно, не сделает дурного выбора; но если взять обычного ребенка и поместить его в окружение, где есть как хорошие, так и дурные элементы, то такой ребенок потянется сразу к тем, кто может испортить его, в общем, к самой дурной компании.
Так же и человек, не обладающий развитым интеллектом, если предложить ему на выбор разные идеи и мысли, то из них он всегда предпочтет какие-нибудь глупости, потому что, как сказал Шри Ауробиндо, этот мир — мир лжи, невежества, и необходимы усилия, необходима устремленность к Истине, необходимо войти в контакт со своим глубинным существом — контакт осознанный и ясный, чтобы суметь отличить истинное от ложного и положительное влияние от дурного. Не работая над собой в этом направлении, не предпринимая усилий, человек скатывается в пропасть.
|
|
Такое положение вещей в мире обязано тому, что миром правят (нет, отнесем все к прошлому времени — так будет ближе к истине), миром правили Ложь и Неведение.
В действительности, все пока еще остается по-прежнему, не нужно тешить себя иллюзиями; но, возможно, ценой огромных усилий и предельной бдительности мы добьемся того, что все станет иначе... в недалеком и скором будущем — “возможно” означает “в недалеком будущем”.
Вне всякого сомнения однажды это произойдет, но мы хотим, чтобы это случилось как можно скорее, вот почему мне нравятся эти два последних наставления: “Восстань. Отринь беспечность”.
9 мая 1958 г.
XIV
О Пробужденном
Непревзойденный и равных не имеющий себе — как проследить пути его, когда следов он не оставил, Пробужденный, что в мире пребывает Бесконечном?
Как заблудиться могут те, в ком нет ни вожделений, ни желаний? Как отыскать пути к Нему, что не оставил никаких следов, к тому, что Пробужден и пребывает в мире бесконечном?
Богов способен зависть возбудить мудрец, что предан самоуглубленью, тот бдительный и Пробужденный, что с радостью живет в уединении.
Родиться человеком трудно. Планида смертной жизни нелегка. Непросто участи счастливой заслужить, услышать истину Ученья, еще труднее Буддой стать и называться Пробужденным.