Выводы об уровне развития. Решение вопроса о том, на каком уровне социально-психо­логического развития как коллектив находится исследованная группа

Решение вопроса о том, на каком уровне социально-психо­логического развития как коллектив находится исследованная группа, принимается на основе сравнения полученных средних ее оценок с теми, которые представлены ниже.

5,0 баллов и выше — почти идеальный уровень развития груп­пы как коллектива.

От 4,5 до 4,9 балла — очень высокий уровень развития груп­пы как коллектива.

От 4,0 до 4,4 балла — высокий уровень развития группы как коллектива.

От 3,0 до 3,9 балла — средний уровень развития группы как коллектива.

От 2,5 до 2,9 балла — низкий уровень развития группы как коллектива.

Меньше 2,4 балла — очень низкий уровень развития группы как коллектива.

Пользуясь этой оценочной шкалой, мы можем сделать вывод о том, что та группа, социально-психологический рельеф кото­рой показан на рис. 68, как коллектив находится на среднем уров­не развития.

Замечание. Этой же оценочной шкалой можно пользоваться для выяснения того, на каком уровне развития в данной группе находятся частные виды отношений, отра­женные в 70 рабочих суждениях, а также отношения, представленные в 7 подшкалах. Можно оценивать уровень развития каждого из них в отдельности.

Контрольные вопросы

1. Чем в психодиагностическом плане отличаются дети под­росткового возраста от младших школьников?

2. Каковы особенности психодиагностики подростков в от­личие от взрослых людей?


Часть I. Психологическая диагностика

3. Психологические свойства старших школьников, которые необходимо иметь в виду, проводя их психодиагностику.

4. Какими методами можно пользоваться для психодиагнос­тики познавательных процессов у подростков и старших школьников?

5. В чем заключаются особенности психодиагностики мыш­ления у подростков и старших школьников?

6. Как оценивать параметры внимания с помощью цифро­вых таблиц?

7. Расскажите о методике «Логико-количественные отношения».

8. Расскажите о структуре, задачах к процедуре применения интеллектуального теста Айзенка.

9. Что представляет собой тест Беннета для оценки техни­ческого мышления и как он применяется?

10. С помощью какой методики определяется тип темпера­мента подростка и старшего школьника?

11. Что представляет собой методика выявления акцентуа­ций характера А. Личко?

12. Как определяется тревожность?

13. Расскажите о проективной методике оценки мотивации достижения успехов по Д. Макклелланду, Дж. Аткинсо-ну и др. (методика типа ТАТ).

14. Каким образом тест Розенцвейга применяется для оцен­ки агрессивности?

15. Что представляет собой и как применяется на практике социометрическая методика?

16. Что такое методика социально-психологической самоат­тестации группы как коллектива (СПСК), каковы ее за­дачи и какие данные получаются с ее помощью?

Практические задания

1. Провести обследование подростка или старшего школьни­ка с помощью методики «Логико-количественные отношения» и теста Айзенка. Оценить уровень общего интеллектуального раз­вития.


Глава 5.. Методы психодиагностики подростков и юношей

2. Исследовать особенности математического, лингвистичес­кого и технического мышления подростка или старшего школь­ника при помощи теста Беннета и соответствующих субтестов теста Айзенка.

3. Определить тип темперамента какого-либо подростка или старшего школьника по методике В.М. Русалова.

4. Исследовать проявления акцентуаций характера у подро­стка при помощи методики А.Е. Личко.

5. Оценить степень собственной тревожности при помощи ме­тодики Спилбергера.

6. Оценить и сравнить степень агрессивности двух старших школьников посредством теста Розенцвейга.

7. Определить силу мотивации достижения успехов у двух-трех старших школьников.

8. Провести социометрическое обследование какого-либо класса или студенческой группы при помощи социометрической методики. Построить коллективную социограмму-мишень. Вы­явить лидера в группе.

9. Провести обследование группы подростков или старших школьников при помощи методики самоаттестации группы как коллектива.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.,
1982. - 200 с.

(Социометрический тест: 182-192.)

2. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М., 1972.

3. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития уча­щихся: учебное пособие. Новосибирск, 1990.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоло­гической диагностике. Киев, 1989. — 199 с.

5. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с.

6. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учеб­но-воспитательном процессе. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особен­ностей личности: 6-38. Исследование психических процессов,


Часть I. Психологическая диагностика

внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагнос­тика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64.)

7. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68-80.)

8. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с.. [Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков: 81 -102. Личностный опросник Бехтеревского ин­ститута (ЛОБИ): 102-115. Исследования интеллекта: 145-155].

9. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-216 с.

(Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Не­которые методические подходы к исследованию свойств личнос­ти: 173-186).

10. Методики психодиагностики в спорте / Марищук В.Л., Блу-дов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. М., 1984. — 191 с.

11. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Сто­лица. М., 1987. - 304 с.

12. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое по­собие... Балашов, 1992.

13. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психо­метрия. М., 1984. - 151 с.

14. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.

15. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.

[Школьный тест умственного развития (ШТУР): 10-29. Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник са­моотношения: 87-94. Тест-опросник уровня субъективного конт­роля: 94-99]. '

16. Психологическая диагностика: проблемы и исследования/
Под ред. Е.М. Гуревича. М., 1981. - 232 с.
[Интеллектуальные тесты: 49-79. Диагностирование специаль­
ных способностей и профессиональных достижений: 79-95. Оп­
росники в психологической диагностике личности: 95-107. Диа-


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

гностика структуры личности (к работам Р.Кеттела): 107-119. Психологическое диагностирование межличностных отношений: 167-197).

17. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993.

18. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович И.Я. Изучение лич­ности учащегося и ученических коллективов. М, 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12-38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79-97. Изучение потребностей, интересов и склоннос­тей учащихся: 97-113. Изучение ученических коллективов: 146-172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172-178. Изучение положения школьника в систе­ме межличностных отношений: 178-192).

19. ЦветковаЛ.С, Ахутина Т.В., ПылаеваН.М. Методика оцен­ки речи при афазии. М., 1981. — 67 с.

20. Школьный тест умственного развития. М., 1988.

ГЛАВА 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: