Глава 2.1 Общая характеристика делового общения
План:
Понятие, цели и содержание делового общения
Стили и формы делового общения
Понятие, цели и содержание делового общения
Рассмотрим только деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.
В деловом общении предметом общения является дело:
Дело
С2 С1
Рис. 1
Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта.
Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту.
В этом случае формой отношений является дисциплина – принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична. Если в деловом общении не возникает взаимопонимания, то коммуникацию нельзя считать состоявшейся. Таким образом, деловое (ролевое) общение и неформальное (личностное) переплетаются друг с другом и могут переходить одно в другое.
Характерной особенностью делового общения является то, что его содержание и цели направлены на решение производственных и социальных задач. В качестве субъектов общения могут выступать как отдельные люди, так и целые группы.
С позиций целей общения, несмотря на многообразие ситуаций, можно свести их к четырем видам:
1. цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;
2. цель заложена в самом субъекте;
3. цель общения состоит в приобщении партнера к ценностям инициатора общения или соответствующей организации;
4. цель общения – приобщение самого инициатора к ценностям партнера.
Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации. Именно воздействие коммуникатора на окружающих с тем, чтобы сделать собеседников в каких-то проявлениях близким себе, склонить их к определенным действиям и поступкам, изменить их мнение и взгляды, и становится главной целью делового общения.
Благодаря такому воздействию у людей, находящихся в положительном повседневном контакте, вырабатывается понимание вкусов, интересов и взглядов друг друга, они учатся объективнее оценивать окружающих и проявлять толерантность, учитывать индивидуально-психологические особенности личности при взаимодействии. По мере закрепления такого взаимодействия межличностные отношения становятся товарищескими, формируется готовность к общению как важнейшему показателю положительного психологического климата в коллективе, что создает предпосылки для повышения эффективности управленческой деятельности.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Деловое общение в управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять анализ взаимоотношений людей, форм контактов и средств их установле6ния, способов включения человека в коллектив, факторов, определяющих его поведение в совместной деятельности. Таким образом, руководитель получает возможность объективно оценивать состояния функционирования системы и, при необходимости, принимать адекватное управленческое решение для перевода системы из одного состояния в другое, более высокое. В этом заключается главная суть управленческой деятельности.