double arrow

Г) Мини лекция с элементами практической работы «Лидер и команда. Принципы формирования команды»

Мини-лекцию можно начать с вопроса: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «Команда»? Футбольное поле и команда игроков, старающихся забить гол в ворота противника? Или команда корабля во главе с капитаном, ведущим судно по просторам океана? Может боевой отряд, выполняющий секретную миссию на территории врага или группа школьников Вашего класса, которые работают над одним проектом?».

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Для демонстрации одной из возможных моделей можно предложить строки из известной басни И. Крылова: «Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись…». Помните, чем все это закончилось? «А воз и ныне там…».

Можно предложить учащихся о том, какие признаки есть у эффективной команды. Есть несколько признаков, отличающих эффективно работающую команду (вне зависимости от ее состава и задач) от группы людей, имеющих общую цель:

1. Общая цель и общее видение;

2. Наличие разделяемых ценностей и Миссии команды;

3. Ориентация на результат;

4. Вовлеченность и заинтересованность всех и каждого;

5. Четкое распределение функций и зоны ответственности;

6. Взаимное уважение, доверие и поддержка;

7. Творческий подход и поведенческая гибкость в достижении результатов;

8. Наличие постоянной конструктивной взаимной обратной связи и оценки результатов работы всей команды;

9. Согласованная система принятия решений;

10. Постоянное обучение и развитие каждого участника, всей команды в целом.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

    1. Является ли класс (группа), в котором вы занимаетесь командой?
    2. Какие из вышеуказанных признаков присутствуют в классе (группе)?

Если все признаки присутствуют, то можно поздравить ребят. У такой команды есть все шансы стать действительно лучшими в своем деле. А если нет, то у отметить, что у ребят появилась возможность сделать команду действительно эффективной. И теперь они знаете, что для этого нужно предпринять.

Члены команды должны обладать:

- готовностью понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу;

- умением выявлять и решать проблемы;

- склонностью к обучению и самообучению, к обмену информацией;

- коммуникабельностью, открытостью;

- высоким уровнем специальных знаний;

- стремлением к достижению лучших результатов;

- ответственностью.

Члены команды:

- работают вместе. Этот признак является существенным в том случае, если члены группы работают именно вместе, а не рядом. Физическое присутствие «плеча товарища» создает сильное поле, «заряжает». Взаимная поддержка, если она есть, достигается много быстрее и без особых просьб со стороны нуждающегося. Но главное, это для чего все работают. И если не очень понятно «во имя чего», команда может превратиться в «группу заложников» ситуации, цель у которых вовсе не общая, а просто одинаковая.

- владеют отработанными процедурами взаимодействия. Наличие подобных процедур является, безусловно, важным фактором, т.к. команда – это не просто группа настроенных на общение между собой людей. Команда – это уже «сработавшаяся» группа. Что значит «сработавшаяся»? Такая группа уже перестала быть суммой из характеров входящих в нее людей. Суть в том, что она стала единым целым, системой или организмом, в которых органы не противоречат друг другу, не соревнуются «наперегонки», а каждый делает свое дело, при необходимости компенсируют слабости одного органа усилением функционирования остальных. Таким образом, в команде возникает синергетический эффект.

- взаимозаменяют друг друга. В данном случае речь идет не о том, что все члены команды должны быть равны по возможностям. Взаимозаменяемость команды – это распределение ответственности, информации и полномочий, проявляющееся в том, что все члены команды владеют всей полнотой информации о целях и ходе совместной деятельности по их достижению и могут в любой момент взять на себя ответственность за руководство всей группой. Это для команды очень существенно. Каждый участник имеет возможность побыть лидером и научиться полноценно отвечать за все.

- направлены на достижение общей цели. Очевидно, что этот признак наиболее существенный, однако только в том случае, если цель находится за пределами группы (цель предприятия). Если целью группы является «узнать друг друга лучше», провести совместный уик-энд, то это уже не команда, а дружеская компания. [4]

Учащиеся совместно с педагогом вырабатывают принципы формирования команды. К ним относятся:

- Каждый участник команды в полной мере осознает цель, поставленную перед коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся команда;

- Команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носят коллективный характер;

- Любой участник команды постоянно совершенствует свою квалификацию, чтобы обладать универсальными знаниями и навыками. Это позволяет эффективно и творчески работать, оказывать помощь и поддержку коллегам и постоянно взаимодействовать со всем коллективом;

- Все члены команды имеют равные права в планировании и исполнении работы;

- Обязанности участников команды и распределение функций могут уточняться и изменяться в процессе работа;

- При подборе участников команды учитывается психологическая совместимость;

- Управление командой носит коллективный характер. За руководителем закрепляются функции координатора и представителя интересов команды во внешней среде.

Завершается занятие игрой «Свободный микрофон», где каждый желающий может проговорить, что понял, что открыл для себя, к чему изменил отношение, во что поверил и как себя чувствовал на занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: