Б) упражнение «Путешествие с дикими гусями»

Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

После обсуждения предложенных вариантов продолжить рассказ: Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, - в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха. Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перелёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, “подправить” линию полёта.

Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.

Организуется дискуссия по вопросам:

· Что интересного вы видите в повадках гусей?

· Чем объясняется эффективность гусиного клина?

· Чувствуете ли вы себя в группе (классе) так же уверенно и защищено, как гусь в стае?

· Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?

· Кто, по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи, группы, класса? Что позволяет вам так думать?

В) Интерактивная игра «Я – президент …»

Данная игра дает возможность перейти к обсуждению вопроса ответственности лидера за результат деятельности и за деятельность своей команды в целом.

Предложить классу выбрать 3 кандидатов на пост президента какой-либо кампании (Президент Совета старшеклассников и т.д., учащиеся самостоятельно определяют данную роль). Каждый президент имеет возможность подобрать себе 3-4 помощников для подготовки предвыборного выступления, остальные учащиеся становятся на время представителями СМИ, которые ранее пристально следили за развитием кампании, знают многие плюсы и минусы в работе и готовят вопросы для кандидатов по острым проблемам кампании.

Каждому кандидату дается несколько минут для представления своей импровизированной предвыборной программы, журналисты имею возможность уточнить детали и подробности. Желательно основные положительные черты программы зафиксировать для сопоставления и обсуждения… А дальше предложить для обсуждения вопрос: не важно на каком уровне – президента страны или старосты класса – выдвигаются программы, проекты. И не всегда они бывают осуществлены: вспомните, сколько хороших идей с начала учебного года осталось неосуществленными в вашем классе: волонтерские выходы, конкурс презентаций и многое другое… Кто в этом виноват? Кто несет ответственность? И главное: какова ответственность лидера за конечный результат деятельности и деятельность членов команды в целом?

Можно обсуждать тему абстрактно, можно на анализе деятельности данного коллектива, примеров всегда множество. Необходимо, чтобы учащиеся поняли главное: мера лидерства пропорциональна мере ответственности человека: готовность стать лидером определяется в первую очередь готовностью взять на себя всю полноту ответственности за происходящее! Это касается и личных человеческих отношений и отношений общественных. Соответственно, лидер (формальный или неформальный) несет моральную ответственность как за результат деятельности в целом, так и за действия членов своей команды.Лидер – это человек, способный принять на себя ответственность. Лидер – это человек, критично анализирующий своё поведение, постоянно работающий над личностным ростом. Лидер в первую очередь, должен уметь увидеть верный вектор развития общего дела, и уже потом повести за собой людей, доверяющих ему свои судьбы: разработать эффективный план достижения цели, поставить задачи, определить необходимые ресурсы, мотивировать и т.д. При таком понимании лидерства ответственность за успешность и счастье общества, в большей мере, ложится на плечи тех, кто принял решение вести за собой. Под внешней яркой обложкой успешного лидера скрыт многотомный труд ежедневной работы над собой.

Лидерами не рождаются, лидерами становятся. И чтобы стать лидером, можно и нужно учиться ставить цели, выстраивать приоритеты, развивать в себе соответствующие лидерские качества.

Одна из граней лидерского таланта заключается в умении подобрать, создать, вырастить себе команду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: