Содержание занятия. «Команда». Интересно, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

«Команда». Интересно, какие ассоциации вызывает у вас это слово? Футбольное поле и команда игроков, старающихся забить гол в ворота противника? Или команда корабля во главе с капитаном, ведущим судно по просторам океана? Может боевой отряд, выполняющий секретную миссию на территории врага или группа школьников Вашего класса, которые работают над одним проектом? Все эти представления объединяет, как минимум, наличие общей цели. Как минимум…

Но вдруг вспоминаются строки из известной басни И. Крылова: «Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись…» Помните, чем все это закончилось? «А воз и ныне там…» К сожалению, не всегда наличие общей цели может сделать команду эффективной. Наверняка в своей жизни Вы сталкивались с ситуациями, когда люди, с которыми Вы работаете или играете в одной команде, по разному представляют себе пути и способы достижения цели. Или в группе происходит постоянное перераспределение ролей и функций. Кто-то берет на себя слишком много ответственности, а кто-то старается уклониться от своих обязанностей. Знакомая ситуация? Иногда лидер команды игнорирует интересы и потребности некоторых участников, другим же уделяет повышенное внимание. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

Общее намерение является только предпосылкой для формирования команды. Но есть несколько признаков, отличающих эффективно работающую команду (вне зависимости от ее состава и задач) от группы людей, имеющих общую цель:

11. Общая цель и общее видение;

12. Наличие разделяемых ценностей и Миссии команды;

13. Ориентация на результат;

14. Вовлеченность и заинтересованность всех и каждого;

15. Четкое распределение функций и зоны ответственности;

16. Взаимное уважение, доверие и поддержка;

17. Творческий подход и поведенческая гибкость в достижении результатов;

18. Наличие постоянной конструктивной взаимной обратной связи и оценки результатов работы всей команды;

19. Согласованная система принятия решений;

20. Постоянное обучение и развитие каждого участника, всей команды в целом. [36]

Может быть, все эти десять признаков присутствуют в Вашей команде? Если да, мы вас поздравляем! У вашей команды есть все шансы стать действительно лучшими в своем деле. А если нет, то у вас появилась возможность сделать команду действительно эффективной. И теперь вы знаете, что для этого нужно предпринять.

Начнем сначала. Что такое команда? Почему в последнее время это слово стало так популярно в любом коллективе, будь то класс, заводской цех или другое учреждение?

Команда – это способ построения организации с учетом реальных качеств ее сотрудников во имя максимально эффективного достижения целей организации.

Команда – это небольшая группа людей, состоящая из 5-7, реже из 15-20 человек, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.[37]

Члены команды имеют взаимодополнительные умения, принимают на себя ответственность за конечный результат деятельности, способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде. Как правило, команда состоит из специалистов, обладающих разной специализацией и совместно работающих над решением определенных задач.

В команде четкие должностные полномочия и даже границы профессиональных компетенций размываются, ответственность берут на себя все, решения принимаются оперативно и творчески, на стыке различных знаний, опыта и возможностей. Есть даже формула, показывающая «магический» синергетический эффект команд: 1+1+1=5 (синергия – взаимосвязь, взаимопроникновение).

Команда изначально формируется для выполнения какой-либо задачи, поэтому задача определяет ролевой состав, перечень умений, которыми должны обладать члены команды, сроки выполнения задачи и степень контроля за командной со стороны руководства.

Сейчас в мире много говорят о том, что команда – это неожиданно возникшая мощнейшая организационная сила. Руководители, которые смогли это прочувствовать, кардинально меняют свой стиль управления, всю систему менеджмента, начинают работать в команде и с командами, и это позволяет их предприятию сделать ощутимый скачок вперед.

Таким образом, на основании выше приведенных определений, можно выделить следующие существенные для команды признаки:

- часто непостоянство состава и лидеров, которые могут меняться в зависимости от характера решаемой задачи;

- полная ответственность лидера как самого компетентного в соответствующих вопросах члена команды;

- значительный интеллектуальный, творческий потенциал и статус участников;

- высокая психологическая и социально-психологическая совместимость, сплоченность, тесное взаимопонимание, культура совместной деятельности;

- четкое определение полномочий каждого;

- принятие основных решений совместно после всестороннего обсуждения.

Члены команды должны обладать:

- готовностью понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу;

- умением выявлять и решать проблемы;

- склонностью к обучению и самообучению, к обмену информацией;

- коммуникабельностью, открытостью;

- высоким уровнем специальных знаний;

- стремлением к достижению лучших результатов;

- ответственностью.

Итак, члены команды:

- работают вместе. Этот признак является существенным в том случае, если члены группы работают именно вместе, а не рядом. Физическое присутствие «плеча товарища» создает сильное поле, «заряжает». Взаимная поддержка, если она есть, достигается много быстрее и без особых просьб со стороны нуждающегося. Но главное, это для чего все работают. И если не очень понятно «во имя чего», команда может превратиться в «группу заложников» ситуации, цель у которых вовсе не общая, а просто одинаковая.

- владеют отработанными процедурами взаимодействия. Наличие подобных процедур является, безусловно, важным фактором, т.к. команда – это не просто группа настроенных на общение между собой людей. Команда – это уже «сработавшаяся» группа. Что значит «сработавшаяся»? Такая группа уже перестала быть суммой из характеров входящих в нее людей. Суть в том, что она стала единым целым, системой или организмом, в которых органы не противоречат друг другу, не соревнуются «наперегонки», а каждый делает свое дело, при необходимости компенсируют слабости одного органа усилением функционирования остальных. Таким образом, в команде возникает синергетический эффект.

- взаимозаменяют друг друга. В данном случае речь идет не о том, что все члены команды должны быть равны по возможностям. Взаимозаменяемость команды – это распределение ответственности, информации и полномочий, проявляющееся в том, что все члены команды владеют всей полнотой информации о целях и ходе совместной деятельности по их достижению и могут в любой момент взять на себя ответственность за руководство всей группой. Это для команды очень существенно. Каждый участник имеет возможность побыть лидером и научиться полноценно отвечать за все.

- направлены на достижение общей цели. Очевидно, что этот признак наиболее существенный, однако только в том случае, если цель находится за пределами группы (цель предприятия). Если целью группы является «узнать друг друга лучше», провести совместный уик-энд, то это уже не команда, а дружеская компания. [38]

Принципы формирования команды:

- Каждый участник команды в полной мере осознает цель, поставленную перед коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся команда;

- Команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носят коллективный характер;

- Любой участник команды постоянно совершенствует свою квалификацию, чтобы обладать универсальными знаниями и навыками. Это позволяет эффективно и творчески работать, оказывать помощь и поддержку коллегам и постоянно взаимодействовать со всем коллективом;

- Все члены команды имеют равные права в планировании и исполнении работы;

- Обязанности участников команды и распределение функций могут уточняться и изменяться в процессе работа;

- При подборе участников команды учитывается психологическая совместимость;

- Управление командой носит коллективный характер. За руководителем закрепляются функции координатора и представителя интересов команды во внешней среде.

Миссия и Хартия команды

Миссию можно определить как пользу, которую команда приносит людям. Это ответ на вопрос «зачем?». Полезно, чтобы Миссия стала для команды девизом и помогала двигаться к достижению поставленной цели, развивать собственные способности и получать удовольствие от процесса достижения цели. Миссия является объединением Видения, Ценностей и Способностей команды в целом. Обычно Миссия выражается коротким и энергетически насыщенным лозунгом, например: «Соединяем людей!» (Nokia), «Доставим куда угодно!» (FedEx), «Услуги, не поддающиеся измерению» (IBM).

Сформировать Миссию не сложно. Ответьте на несколько вопросов, и в итоге Вы получите желаемый результат:

- Кто мы как команда?

- Что для нас ценно и важно? Почему это важно?

- Какова наша деятельность? Чем мы занимаемся?

- Что особенного в нашей деятельности?

- Что нам нужно для выполнения нашей задачи?

- Для кого мы это делаем?

- Где и когда?

- С какой целью? Кому и какую пользу это принесет?

- Какая метафора (сравнение) наилучшим образом соответствует нашей Миссии?

Придумайте несколько вариантов и выберите тот, который понравился большинству членов команды.

- Какой короткой фразой можно выразить нашу Миссию?

Придумайте как можно больше вариантов и выберите лучший, по мнению всего коллектива.

Процесс формирования Хартии (свода правил команды) помогает установить взаимное доверие и уважение внутри команды. Эти правила полезно принять единогласно на общем обсуждении и в дальнейшем обязательно выполнять их. Состав и формулировки Хартии могут быть произвольными. Важно, чтобы все члены команды были согласны с ними. [39]

Основные принципы командной работы

Команда создается для того, чтобы достигать целей самыми быстрыми и эффективными способами. И поэтому хочу предложить Вашему вниманию несколько ключевых принципов работы высокоэффективных команд. Просто следуйте этим простым правилам, и Ваша команда сможет достичь желаемого.

Акцент на позитив. Постоянно обращайте внимание на достоинства и успехи команды и каждого ее члена. Даже небольшие. Это поможет повысить мотивацию и сохранить высокую работоспособность команды.

Фокус на решении. Сконцентрируйте свое внимание и внимание команды на поиске решения, а не причины. Помните, если возникла проблема, значит, у Вас уже есть решение. Его просто нужно найти! Задайтесь вопросом: «Если бы я знал решение, то каким бы оно было?»

Ориентация на будущее. Всегда планируйте работу как свою, так и всей команды. Помните, регулярный контроль выполнения плана всегда повышает эффективность работы.

Конструктивная обратная связь. Предоставляя обратную связь, обращайте внимание на поведение и действия человека, а не на личность. Обратная связь должна содержать информацию, данные наблюдений, но не советы и умозаключения. Говорите только о том, что относится к определенной ситуации «здесь-и-теперь», а не «вообще», «там» или «тогда».

Творческий подход. Регулярно задавайте себе и команде вопрос: «А как это можно сделать еще эффективнее?» Используйте максимум возможностей. Творите, ищите новые способы и варианты. Откажитесь от стереотипов и привычных представлений. Позвольте творческому потоку вывести команду на новый уровень восприятия реальности.

Ценность всех и каждого. Принимайте каждого члена команды таким, какой он есть, и используйте его представление о мире. Играйте на его поле. Каждый человек уникален и талантлив, а значит, можно использовать его способности в целях команды. Помните, эффективность команды определяется эффективностью самого слабого ее элемента.

Правила игры. Если что-то работает, продолжайте! Если Вы знаете, как это работает, используйте свои знания для усиления эффекта. Если что-то не работает, прекратите это делать и сделайте что-либо другое!

Следование лидера и команды этим простым принципам позволило множеству команд стать действительно эффективными и конкурентоспособными. [40]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: