Содержание занятия. Упражнение 1: "Мое приветствие"

Упражнение 1: "Мое приветствие".

Цель: создать благоприятную, доверительную атмосферу в группе, настроить на работу.

Материал: Мяч.

Инструкция: Ведущий предлагает участникам группы, перебрасывая мяч от одного участника к другому, сопровождать его репликой, содержащей имя и приветствие.

Упражнение 2: «Меняемся местами».

Цель: активизировать внимание, найти внешние общие признаки учасников.

Инструкция: Все сидят в кругу, стульев – на один меньше, чем участников игры. По команде одного из членов группы, который остался без стула и стоит в центре: «Меняются те, у кого (летом день рождения, есть домашнее животное, кто любит компьютерные игры) – участники тренинга меняются местами. Тот, кто остался без стула, становится ведущим и объявляет следующую причину для перемены мест.

Упражнение 3: «Ассоциации».

Цель: актуализировать наблюдение и сформировать умение определять личностные характеристики людей.

Материал: листы бумаги и шариковые ручки.

Инструкция: Участникам тренинга предлагается написать названия праздника, сладости, цвета, с которыми они себя ассоциируют. Далее листы собирает ведущий и зачитывает их. Задача группы – узнать автора.

Упражнение 4: “Землетрясение”.

Инструкция дается каждой группе:

Представьте себе, что ваша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы находимся сейчас, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делают в такой обстановке? К сожалению, люди часто начинают паниковать, впадают в истерику, все одновременно пытаются прорываться к выходу и тем самым губят себя.

Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека остаться в живых составляют почти 100%, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное место. Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает. У третьего по очереди человека шанс уменьшается еще на какой-то процент и т. д. Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, что он погибнет под развалинами. Так что речь идет о жизни и смерти.

Вам нужно принять за очень ограниченное время ответственное решение установить очередность выхода из этой комнаты, потолок которой может с минуты на минуту обрушиться. Но сначала вы примите это решение самостоятельно. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать имена всех присутствующих, а затем с правой стороны рядом с каждым поставить порядковый номер, соответствующий очередности выхода этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: «Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас, вторым пойдет Аня, так как она...» Принимая решение, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы до последнего человека.

Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в круг и приступить к выработке группового решения, помня, что решение принимается, когда за него проголосуют все члены группы без исключения.

Время, которое есть в распоряжении группы, неизвестно, так как когда обрушится потолок трудно сказать, может быть через минуту, а может быть через пять минут. Главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибните все, так как эвакуация начнется лишь после того, как каждый будет знать свою очередь, то есть после принятия всех решений. Обычно отводится 20-25 минут на игру, но его можно увеличить или сократить до 17-18 минут.

Если группа сумела принять все решения при 100 % голосовании, следует поздравить участников с благополучным завершением и попросить их подумать, что помогло успешно выйти из столь критической ситуации. Если группа не смогла принять за отведенное время решения по каждому человеку, то ведущий объявляет, что все участники погибли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало в принятии решения? С какими трудностями столкнулись при принятии группового решения? Почему потерпели неудачу? Что помогало принять групповое решение?

После обсуждения вопросов, зачитываются результаты разделения по группам, и объясняется причина некоторых неудач участников.

Анкета

Участникам предлагается оценить свое участие и участие других участников в группе, а также проанализировать, сравнить свою оценку с оценкой других участников.

Анкета для участников группы

Фамилия _____________________ Имя___________________ Класс_______

Ниже перечислено несколько принципов работы человека в группе. Оцените следование этим принципам собой и каждого члена группы (передавая листки по кругу) по пятибалльной шкале (если группа большая, то можно предложить ребятам подойти к тем членам команды, чье мнение для них наиболее важно, но не более 5-7 человек):

5- следует в значительной степени;

4-следует довольно часто;

3-трудно сказать;

2-следует в небольшой степени;

1-не следует данному принципу.

№ Принципы работы в группе Я Группа обо мне
1.При обсуждении активен, высказывает свое мнение                
2.Внимательно слушает каждого говорящего                
3.Поощряет участие других, демонстрирует понимание чужих мнений                
4.Ориентирован на решение задачи, направляет группу к ее целям, выявляя отклонения от курса                
5.Критикует точку зрения, а не человека                
6.Выступает посредником при расхождении мнений                
7.Говорит кратко, ценит время                
8.Подталкивает, побуждает группу к принятию решения                
9.Старается хорошо аргументировать свое мнение                
10.Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других, для утверждения группового согласия                

Участники группы высказывают свои мнения, ощущения, что понравилось, что не понравилось, чему научились и вынесли для себя полезного.

Упражнение 5: “Потерпевшие кораблекрушение”

Цель: развить навыки эффективного общения и выражения собственного мнения, отработать навыки принятия решения и нахождения компромисса.

Описание упражнения: Группа – это одна команда. На одном листе дается список предметов (10-15), которые остались неповрежденными после кораблекрушения. Задача каждого участника самостоятельно классифицировать их в соответствии со значением для выживания. На это отводится 15-20 мин. Затем дается 45 мин. Для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации. При этом обращается внимание группы на то, что оценку надо дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

Подойти к задаче логически.

Поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.

Избегайте голосования.

Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху для принятия решений.

Инструкция: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигационных приборов. Ниже дан список 14 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим вы располагаете прочным надувательным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю группу и перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет несколько коробок спичек и пять десятирублевых банкнот. Ваша задача – классифицировать 15 ниже перечисленных предмета в соответствии с их значением выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т.д. до пятнадцатого, наименее важного для вас».

1. Секстант

2. Зеркальце для бритья

3. 25-литровая канистра с водой

4. Противомоскитная сетка

5. 1 коробка с армейским рационом

6. Карта Тихого океана

7. Подушка — плавательное средство

8. 10-литровая канистра с бензином

9. Маленький транзисторный радиоприемник

10. Репелленты, отпугивающие акул

11. 10 квадратных метров непрозрачной пленки

12. Одна кварта пуэрто-риканского рома

13. 5 метров нейлоновой веревки

14. 2 коробки шоколада

15. Рыболовные снасти

Сначала каждый выполняет задание самостоятельно, затем участники объединяются в пары или группы по четыре человека, приходят к общему мнению, а затем делают то же самое всей группой (если группа учащихся больше 16 человек, то целесообразно объединить их не в общую команду, а по 8 человек –и это и принять за решение всей группы).

Для выработки общего решения следует помнить следующие правила:

- не ставьте своё мнение превыше всех остальных; подходите к каждому вопросу с позиции логики;

- не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживайте только те решения, с которыми вы согласны хотя бы отчасти;

- избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг;

- относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

Ответный лист

Наименование предметов Мой ответ Моя оценка Ответ группы Ответ экспертов
1. Секстант        
2.Зеркало        
3. Канистра с водой        
4. Сетка от москитов        
5.Одна коробка с армейским рационом        
6. Карты Тихого океана        
7.Подушка(плавательное средство)        
8. Канистра нефтегазовой смеси (бензином)        
9. Маленький радиоприемник        
10. Репеллент, отпугивающих акул        
11. 6 кв. м. непрозрачного пластика        
12. 1 бутылка Рома 80 0        
13. 5 м нейлонового каната        
14. Две коробки шоколада        
15. Рыболовные снасти        
Всего:        

Проводится обсуждение вариантов групповых ответов, а затем ведущий зачитывает ответы специалистов МЧС.

Правильный и аргументированный ответ:

Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появляется помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то, и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.

Ниже приводится ранжирование с обоснованием:

1. Зеркальце для бритья.

Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной службы спасения.

2. 10-литровая канистра с бензином.

Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощь спичек и долларовых банкнот.

3. 25-литровая канистра с водой.

Необходима для восполнения потери жидкости в организме в результате потоотделения.

4. 1 коробка с армейским рационом.

Основной запас питания.

5. 10 квадратных метров непрозрачной пленки.

Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. 2 коробки шоколада.

Резервный запас питания.

7. Рыболовные снасти.

Поставлены ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу ещё поймать надо.

8. 5 метров нейлоновой веревки.

Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.

9. Подушка — плавательное средство.

Если кто-то окажется за бортом, её можно использовать как спасательное средство.

10. Репелленты, отпугивающие акул.

Можно использовать в качестве репеллента, чтобы отпугивать акул.

11. Одна кварта пуэрто-риканского рома.

80% крепость рома достаточна, что бы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет ненужную жажду.

12. Маленький транзисторный радиоприемник.

Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.

13. Карта Тихого океана.

Бесполезна в отсутствие другого навигационного оборудования.

14. Противомоскитная сетка.

Посреди Тихого океана москитов не бывает.

15. Секстант.

Без навигационных таблиц и хронометра он бесполезен.

Основное соображение, на основании которого средства сигнализации помещены выше средств поддержания жизни (вода и пища), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и литья.

После завершения работы с группой предоставляется информация о правильной классификации, составленной экспертами, ответ экспертов вписывается в ответный лист. Подсчитываются результаты групповой оценки. Для этого суммируется разница между ответами группы и ответами экспертов по каждому пункту. Члены группы сравнивают свои индивидуальные ответы с экспертной оценкой, таки образом высчитывается своя индивидуальная оценка. Ведущий записывает для себя индивидуальные оценки и сравнивает их с полученной групповой оценкой, для определения эффективности групповой работы. Обсуждаются вопросы:

Достаточно ли каждый аргументировал свою точку зрения?

Кто оказывал наибольшее влияние на принятие решений группой?

Какие виды поведения помогали достижению согласия?

Какая была общая атмосфера?

Как улучшить принятие решений группой?

Упражнение 6: «По секрету».

Цель: актуализировать основные цели в жизни, сформировать умение работать в паре.

Инструкция: У каждого человека есть самые сокровенные желания и мечты. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас не правильно поймут окружающие. Начнут высмеивать или будут завидовать. Попробуйте сформулировать основные цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги необходимо предпринять. Затем вы выберете человека, которому больше всего доверяете в нашей группе, и поделитесь с ним своими планами на будущее.

Обсуждение: С какими трудностями Вы столкнулись? Какой опыт приобрели в процессе выполнения этого упражнения?

Упражнение 7: «Шаг к цели».

Цель: развить способность к анализу на примере структурирования пути к достижению цели, сформировать умение определять вариантность каждого этапа в достижении цели.

Инструкция: Нарисуйте горизонтальный отрезок и отметьте на нём 11 точек на равном расстоянии друг от друга, обозначить их цифрами от 0 до 10. Отрезок символизирует путь к достижению цели. Крайняя левая точка (0) обозначает ситуацию, когда цель не достигнута, крайняя правая (10) – ситуацию, когда цель достигнута полностью. Напишите рядом с каждой из двух точек несколько слов, которые бы описали соответственно наихудшее и наилучшее положение дел. После этого участников просят оценить с помощью получившейся шкалы собственное положение дел, то, насколько они близки к своей цели. Они отмечают соответствующую цифру, потом надо нарисовать от этой точки стрелку к следующей. «Вот ближайший шаг на пути к вашей цели, даже если пока она полностью недостижима, хотя бы этот шаг сделать можно и нужно». Подумайте, что нужно сделать и когда именно вы это сделаете.

Обсуждение.

Памятка:

  1. Четко определить и сформулировать проблему или ситуацию.
  2. Собрать и рассмотреть всю информацию, все факты о проблеме.
  3. Подобрать возможные варианты решения проблемы.
  4. Рассмотреть возможные последствия каждого варианта.
  5. Выбрать оптимальный вариант.
  6. Осуществить принятие решения.
  7. Нести ответственность за своё решение.

Тест “Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур”.

Цель: определить характерные личностные свойства участников группы

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающее».

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе №2 – второй, на листе №3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую “формулу рисунка”, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам.

1 тип – “руководитель”. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно – у 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или “преподавательский подтип” 604, 613, 622, 631, 640.

2 тип – “ответственный исполнитель” – обладает многими чертами типа “руководитель”, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип ориентирован на “умение делать дело”, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжение.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

3 тип – “тревожно-мнительный”. Лидерских качеств не имеет.

4 тип – “ученый”. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают “концептуальным умом”, отличаются способностью разрабатывать “на все” свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

5 тип – “интуитивный”. Лидерских качеств не имеет.

6 тип – “изобретатель, конструктор, художник”. Лидерских качеств не имеет.

Расшифровку теста лучше приводить после упражнения «фигура».

Упражнение 8: «Фигура»

Цель: определить психологический типа участников группы.

Инструкция: Участники делятся на 4 группы. Участникам тренинга предлагается почувствовать себя одной из фигур (кругом, зигзагом, треугольником, квадратом), выбрать одну из фигур, которая ему близка, с которой он себя идентифицирует. Ведущий зачитывает характеристики каждой из фигуры.

Круг – Эта фигура символ гармонии, самый доброжелательный из 5 форм. “Круги” стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью и развитой эмпатией. “Круги” относятся к “правополушарным” мыслителям. “Правополушарное” мышление более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Зигзаг – эта фигура символизирует креативность, творчество, ей свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Доминирующим стилем мышления является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится “зигзагам”. Такое мышление позволяет им строить целостные, гармоничные концепции и образы. “Зигзаги” относятся к “правополушарным” мыслителям.

Психологические типы, выбирающие линейные фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), характеризуются аналитическим “левополушарным” мышлением, способностью глубоко и быстро анализировать ситуацию.

Треугольник – символизирует лидерство. “Треугольники” - энергичные, неудержимые личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они способны брать ответственность на себя, решительны, конкурентны, уверенны в себе. Доминирующие установки – победа, выигрыш, успех! “Треугольники” быстро и успешно учатся, но прежде всего – тому, что способствует достижению их цели. Они глубоко и быстро анализируют любую ситуацию.

Квадрат – символизирует порядок, аккуратность, практичность. “Квадраты” обычно организованны, трудолюбивы, рациональны, настойчивы. Доминирующие установки для них – консерватизм, пунктуальность, осторожность. Выносливость, терпение и методичность обычно делают “квадрата” высококлассным специалистом в своей области, эрудитом. “Квадраты”, как правило, не выносят беспорядка, рисковых ситуаций, нарушений режима, суматохи.

Вывод:

В каждой группе должен присутствовать каждый психологический тип, тем самым правильно распределяться роли (лидера, исполняющих, поддерживающих, генератора идей).

Ситуации на обсуждение в группах:

Ситуация № 1

Компания подростков однажды вечером решила покататься на машине. Собственного автомобиля ни у кого не было, поэтому ребята угнали первую попавшуюся машину. Спустя несколько часов друзья попали в милицию и узнали, что за совершенную “шалость” вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку “безобидным развлечением”, и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Работники милиции познакомили их с соответствующими статьями УК и ребята поняли, что им грозит.

Как вы оцениваете эту ситуацию? Оказывались ли вы когда-либо в подобной ситуации? Освобождает ли незнание закона от ответственности? Чем это грозит? Кто не уверен в себе и может оказаться в компании, угнавшей какое-либо транспортное средство?

Ситуация № 2

Работа с репродукциями картин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, «Витязь на распутье» В. Васнецова.

Одна группа получает репродукцию картины 1, вторая – картины 2.

Задание группам: раскрыть сюжет картины.

Вопросы для обсуждения:

Предположите, о каких ценностях говорят художники. Назовите художественные детали, которые на ваш взгляд подчёркивают связь с понятиями “свобода, ответственность, выбор”. Какие из этих понятий, на ваш взгляд, являются ключевыми для той или иной картины?

«Витязь на распутье» подсказывает нам, что сюжет, предложенный художником, обращён к теме выбора. На картине запечатлён момент тяжёлого раздумья, размышления о выборе, опущенная голова витязя говорит о сложности данного момента в жизни. Человеческий череп напоминает о быстротечности жизни, бренности бытия. Это и предупреждает: должен быть сделан правильный выбор!

На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь: “Что выбрать? – вот главный вопрос картины”.

Картина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” рассказывает о казаках-воинах, которые пишут письмо турецкому султану, осознавая, что это приведёт к жестокому сражению. Однако они к нему готовы.

Это вызов, и все персонажи картины готовы нести за него свою ответственность. Есть казаки задумавшиеся, кто-то смеётся.

Упражнение 9: «Смятый лист»

Цель: помочь рассмотреть проблему в новом ракурсе для обнаружения продуктивного способа ее решения.

Инструкция: Вспомните о какой-либо проблеме, решение которой вы хотите найти, подумайте о ней 2-3 мин, после чего кратко напишите её суть или изобразите символ.

Когда эта часть работы завершена, каждый участник берёт свой лист и сильно сминает, а потом разглаживает. После этого ведущий просит участников группы внимательно рассмотреть лист, сконцентрироваться на узоре, образованном линиями, разглядеть в смятых линиях какой-либо рисунок. Потом предлагает участников обвести карандашами рисунок. Когда изображение готово, можно записать ассоциации и идеи, как рисунок может быть связан с проблемой.

Обсуждение.

Техника носит проективный характер, как правило, после размышления о проблеме и описания её сути человек «видит» в хаотичном наборе линий, возникших на смятом листе, нечто связанное с этой проблемой и возможными способами её решения.

Дополнительные материалы к занятию

Притча 1.

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста, помогите!» Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.

Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.

Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

Притча 2. «Деревянная кормушка»
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными.
Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
- Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: