double arrow

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность темы диссертации, сформулированы цели и задачи работы, отражается научная новизна и практическая значимость работы. Выявлена степень теоретической и практической разработанности проблемы.

В первой главе «Формирование выставочного стенда как многоуровневой коммуникационной среды», состоящей из четырех параграфов, представлены историко-культурные тенденции развития концепции повествования в пространстве экспозиции. Обоснован и упорядочен понятийный инструментарий, определяющий и уточняющий, с учетом поставленных задач диссертационной работы, основные термины. Выставочный стенд определяется как объект, построенный на основе оригинальной идеи, с учетом конструкторско-технологических принципов и эстетико-художественных приемов, проецирующий эмоции, востребованный и конкурентоспособный. Под комфортной визуальной средой понимается пространство стенда, создающее наиболее благоприятные с точки зрения эргономики, условия для проявления физиологических механизмов зрения. Мобильный трансформер представляет собой набор стандартных унифицированных деталей различных модульных систем и мобильных конструкторов, эстетически сочетающихся друг с другом и технологически подходящих друг другу. Под мобильным конструктором понимается универсальная система оборудования, предназначенная для организации зон и формы конструкции стенда.

Выявлены основные стадии последовательной разработки концепции повествования – развитие сюжетной линии выставки за счет формообразующей и структурообразующей организации выставочного стенда. Исследованы объемно-пространственные композиции стендов («Плаза», «Кафе», «Клуб» и др.) и определено их взаимодействие с выставочной средой.

Учитывая требования к выставочному стенду и современные принципы его организации, предложено системное проектирование стенда для промышленных экспозиций, этапы которого представлены на рис. 1.

Рис. 1. Системное проектирование выставочного стенда

Во второй главе «Особенности пространственной организации стенда для промышленных экспозиций», состоящей из шести параграфов, выявлены взаимосвязи типа стенда от размеров экспоната, типа пространства от типа стенда, представлены требования к выбору планировочных схем стенда. Предлагается новая формообразующая схема стенда, новый тип решения экспозиционного пространства – секторная сетка и выявляются их преимущества по сравнению с существующими.

По принципу взаиморасположения и по степени открытости стендов предложена их классификация, представленная на рис. 2.

Рис. 2. Типы стендов

Исследованы основные характеристики выставочных стендов в зависимости от их организации и функционально-эксплуатационного назначения (табл. 1).

Таблица 1. Основные характеристики типов пространств

Открытое (Open space) Закрытое (Magic box) Комбинированное (Magic box + Open space) Двухуровневое (Double Decker)
       
Характеристика пространства стенда
Открытое пространство, максимально взаимодействует со средой павильона. Замкнутое пространство (пространство «ящика»), доминанта в выставочном ансамбле. Частично открытое и закрытое пространство стенда. Двухэтажная конструкция стенда.
Функционально-эксплуатационное назначение
Презентация крупных промышленных экспонатов (автомобили). Применяется, в тех случаях, когда необходимо привлечение наибольшего количества посетителей. Реклама услуг. Применяется в тех случаях, когда необходимо оградить посетителя от влияния внешних источников. Демонстрации промышленных объектов соразмерных человеку (оргтехника, бытовая техника, бытовая электроника и др.) Применяется для непосредственных контактов с посетителями. Демонстрация промышленных объектов, соразмерных человеку. Применяется в условиях ограниченной площади, т. к. позволяет рационально разграничить взаимосвязанные пространства на небольшой площади.
Выбор типа пространства в зависимости от типа стенда
Угловой, головной, блок-стенд и сквозной стенд. Угловой, головной и блок-стенд. Угловой, головной, блок-стенд, сквозной стенд, стенд в ряду и стенд «визави». Угловой, головной, блок-стенд, сквозной стенд, стенд в ряду и стенд «визави».

Методом экспертных оценок определены особенности восприятия информации для различных типов выставочных стендов (рис. 3). Выявлено, что наиболее эффективным является стенд, формирующий закрытое пространство.

Рис. 3. Восприятие типа пространства стенда

Выявлена необходимость создания новой схемы формообразующего планирования стендов выставочного комплекса, которая сформирует втягивающее пространство, задаст траекторию движения посетителей в выставочном комплексе (рис. 4).

Рис. 4. Схема формообразования и организации стендов выставочного комплекса Рис. 5. Схема секторного деления Рис. 6. Пример траектории движения

Выявлена необходимость организации выставочного стенда как среды, окружающей человека и передающей информацию с мощным интерпретационным потенциалом за счет структуро- и формообразования, объединения коммуникационного и выставочного дизайна.

Предложено создание новой схемы решения экспозиционного пространства стенда – секторной сетки, основным достоинством которой является организация динамичности экспозиции и, как следствие, организация втягивающего пространства, задающего траекторию движения посетителя внутри стенда (рис. 5, 6).

Выявлены функциональные возможности секторного варианта планирования стенда: модульность элементов мобильных конструкторов при зонировании стенда; зонирование пространства стенда; создание траектории движения, определяемой целями и задачами выставки; создание вариантов зонирования пространства стенда (рис. 7).

Рис.7. Варианты зонирования пространства стенда на основе секторной сетки

Выявлены принципы организации выставочного стенда:

1. Принцип структурообразования (секторная сетка);

2. Принцип формообразования (модульная система, мобильный конструктор);

3. Принцип модульности (мобильный трансформер);

4. Эстетико-художественный принцип (принцип единства содержания и формы экспозиционного ансамбля, основными приемами организации которого являются графический дизайн и арт-дизайн).

На рис. 8 приведен выставочный стенд, организованный на основе секторной сетки. В структуре стенда выделены сектора (зоны), которые расположены в порядке их посещения: зона бренд, зона ресепшн, зона презентации, зона информации, зона переговоров.

Рис. 8. Выставочный стенд на основе секторной сетки

На основе проведенных исследований выработаны основные приемы организации эффективного выставочного стенда: зонирование пространства; организация секторного типа деления пространства; использование мобильного трансформера; вариативность экспозиции стенда; расположение логотипа фирмы в бренд-зоне; использование фирменных цветов.

В третьей главе «Особенности использования современных модульных систем и материалов при проектировании стенда», состоящей из трех параграфов, приведен сравнительный анализ современных материалов, мобильных конструкторов и модульных систем. Выделена эстетически-функциональная модульная система «ARTHEMA» («Joker», «Tritix», «Uno») и мобильный конструктор «Expo Frame», доказаны их преимущества использования для организации секторного пространства стенда (рис. 9, 10). Исследована выставочная система CLIC со встроенной подсветкой из светорассеивающих фотопанелей, не требующая дополнительного освещения.

  Рис. 9. Модульная система «ARTHEMA» («Joker», «Tritix», «Uno»)   Рис. 10. Мобильный конструктор «Expo Frame»

Проведено исследование по определению минимального радиуса прогиба для основных конструкционных пластмасс при формировании пространства на основе секторной сетки, которое выявило, что наиболее пластичным листовым материалом среди основных конструкционных пластмасс, использующихся на выставках, является поливинилхлорид (рис. 11).

Рис. 11. Определение минимального радиуса прогиба основных

конструкционных пластмасс при толщине листа 10 мм

В четвертой главе «Рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда» проведены исследования, позволяющие организовать визуально комфортную и, как следствие, информационно эффективную среду стенда.

Определены факторы, влияющие на информационную эффективность стенда: физические, зависящие от дизайна пространства стенда и

психофизиологические, эволюционно и экологически обусловленные (механизм саккад[1]).

Исследовано влияние типа и формы стенда, типа пространства на комфортность визуального восприятия. Представлены результаты экспериментов для линейного стенда, организованного двумя различными способами. Выявлено, что более комфортной визуальной средой обладает секторный стенд. Выводы не противоречат исследованиям, Дж. Гибсона и Р. Грегори, согласно которым основной особенностью комфортной визуальной среды является наличие кривых линий различной толщины и контрастности, что позволяет при любой амплитуде саккад, при любой их ориентации и любом интервале находить достаточное число элементов для фиксации. Информационная эффективность выставочного стенда – визуально воспринимаемая зона стенда, учитывающая особенности психологии визуального восприятия. Выявлено, что комфортная визуальная среда способствует увеличению информационной эффективности стенда (рис. 12).

а) Стенд ортогональный б) Стенд секторный

в) Коэффициент агрессивности визуальной среды стенда

Рис. 12. Исследование визуальной среды стендов

С учетом эргономических требований выявлены взаимосвязи уровней коммуникации с зонами стенда, что позволило определить рациональный, отвечающий эргономическим требованиям, размер каждой зоны (табл. 2).

Таблица 2. Взаимосвязь уровней коммуникаций и зон стенда

Уровни коммуникации Публичный Персональный Интимный
Зоны стенда Зона бренд и зона ресепшн Зона презентации и зона информации Зона переговоров
Расстояние Выше 4 м До 4 м До 1 м

На основании эргономических данных определено расстояние осмотра основных групп промышленных экспонатов при значении угла зрения α =30º. Выявлено, что площадь стенда в зоне презентации зависит от размеров экспонатов, типа стенда (табл.3), а в зоне переговоров – от предполагаемого количества участников переговоров.

Таблица 3. Зависимость расстояния до экспоната от его высоты

Промышленный экспонат Малые габариты Средние габариты (переносная) Средние габариты (стационарная) Большие габариты
Высота экспоната, м до 0,4 0,4 – 0,65 0,65 – 1,3 от 1,3
Расстояние до экспоната, м 0,74 1,21 1,86 2,42
Рекомендуемая площадь зоны презентации, м2 6-11 12-35 12-35 от 35

На основании выше приведенных исследований предложена методика расчета полной площади стенда:

Sст.= Sпубл.+ Sпер.+Sинт.,

где Sпубл. – площадь публичного уровня,

Sпер. – площадь персонального уровня,

Sинт. – площадь интимного уровня.

Ширина прохода внутри стенда определяется расстоянием до экспоната с учетом эвакуационных требований, применяемых к площади выставочного стенда[2].

Исследованы проблемы освещения стандартного выставочного стенда высотой H=2,5м с длиной выноса светильника L=0,4м и выработаны рекомендации по выбору системы освещения, типа источника света в зависимости от уровней информационного стенда (табл. 4).

Таблица 4. Зависимость освещения от уровней подсветки для следующих типов ламп: Г – галогеновой, Л – люминисцентной, С – светодиодной.

Уровни подсветки информационного стенда Высота освещения в расчетной точке Н, м Сила света, мкд Световой поток, лм Тип лампы Модель лампы
  1. Подсветка бренда   от 1,5 до 2,5     Г M11/H10G4, 140лм
Л Энергосберегающая 5W GU5.3., 125лм
С 54 светодиода Gu, 108лм
2. Подсветка презентационной части   от 0,5 до 1     Г Hi-Spot ES 50 50 W/FL 1360кд
Л Энергосберегающая 7W GU5.3, 200 лм
С 60 светодиодов JCDR, 280 лм
3. Подсветка контактной информации до 0,5     Г Hi-Spot ES 50 35 W/FL 850лм
Л Z7BV15ECB, 825лм
С Т8 120см, 1050лм

Для определения влияния различных типов ламп на уровень комфортности визуальной среды стенда использован метод экспериментальной оценки коэффициента агрессивности визуальной среды (рис. 13).

Рис.13. Результаты исследования визуальной комфортности стенда

при его освещении различными типами ламп

Установлено, что наиболее комфортной по уровню визуального восприятия является люминесцентная лампа, т. к. ее спектр излучения приближен к естественному, что не противоречит исследованиям Дж. Гибсона и В.А. Филина, связанных с экологией визуального восприятия. Наиболее эффективна с точки зрения восприятия рекламы – светодиодная лампа, т. к. она позволяет создавать цвето-световые эффекты, привлекающие внимание.

В пятой главе «Эстетико-художественный принцип организации выставочного стенда», состоящей из трех параграфов, рассмотрены приемы и средства создания экспозиции стенда и определена их роль в формировании визуально-эмоционального восприятия выставочного стенда. Среди принципов организации выставочного стенда выделен эстетико-художественный принцип, основными приемами организации которого являются графический дизайн, учитывающий основные цвета и формы бренда и арт-дизайн, акцентирующий специфическими средствами идею выставки. Выделены современные эстетико-художественные свойства стендов – информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции. Арт-объекты и объекты арт-дизайна завершают концептуальный образ выставочного стенда. На основе системы дизайн-проектирования и выработанных принципов организации реализован выставочный стенд секторного типа фирмы «ELECARD» представленный в Лос-Анджелесе в 2009 году, в арт-дизайне которого учтён фирменный стиль (рис. 14).

Рис. 14. Выставочный стенд фирмы «ELECARD»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: