Состав, содержание и функции производственной инфраструктуры

Производственная инфраструктура предприятия – это комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьём, материалами, топливом, энергией, инструментом, оснасткой, а также поддерживающих технологическое и энергетическое оборудование в работоспособном состоянии.

Комплекс этих работ составляет содержание технического обслуживания производства. Состав подразделений технического обслуживания образует производственную инфраструктуру предприятия. В неё входят: вспомогательные цехи, службы, хозяйства. Это ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное, снабженческо-складское хозяйство.

Состав и масштаб этих подразделений определяются особенностями основного производства, типом и размером предприятия и его производственными связями с внутренней и внешней средой.

Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают постоянную эксплуатационную готовность технологического оборудования путём ремонта и модернизации. Задачи этих цехов и служб заключаются в том, чтобы ремонт и модернизация оборудования выполнялись качественно и в установленные сроки при оптимальных затратах. Эти задачи решаются путем: разработки рациональной системы производственного менеджмента по техническому обслуживанию оборудования в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий; своевременности качественного планово-предупредительного ремонта оборудования; модернизации устаревшего оборудования; повышения организационно-технического уровня ремонтного производства.

Организация ремонтного хозяйства включает выполнение комплекса работ, которые можно объединить в три блока:

а) экономический, объединяющий работы по: учету и анализу эффективности использования ОПФ; разработке норм потребности в оборудовании для замены его изношенной части, технического перевооружения, капитального строительства; разработке норм потребности в запасных частях и материальных ресурсах для технического обслуживания, использования (эксплуатации) и ремонта ОПФ; стратегическому планированию воспроизводства ОПФ, планированию ППР оборудования; планированию материально-технического обеспечения ремонтного хозяйства; разработке предложений по совершенствованию организационной и производственной структур ремонтного хозяйства (совместно со специалистами организационного блока);

б) технический, включающий: осуществление технического надзора за состоянием оборудования и других элементов ОПФ; проверку технического обслуживания технологического оборудования; актирование, конструирование, изготовление и восстановление запасных частей; выполнение различных видов ремонта элементов ОПФ;

в) организационный, включающий: организацию материально-технического обеспечения ремонтного хозяйства; организацию входного и выходного контроля качества материалов, комплектующих изделий, запасных частей и оборудования, поступающих или выходящих из ремонтного хозяйства; разработку элементов ОПФ; внедрение прогрессивных для данных условий форм организации производства; совершенствование организационной и производственной структур ремонтного хозяйства.

Ремонтное хозяйство на предприятии возглавляет главный механик, подчиняющийся главному инженеру (техническому директору). Структура ремонтного хозяйства может включать следующие подразделения: 1) экономический отдел; 2) технический отдел; 3) организационный отдел; 4) ремонтно-механический цех; 5) склад.

Энергетические цехи и службы обеспечиваю предприятие всеми видами энергии, организуют рациональное её использование, поддерживают электрооборудование и электроустановки в постоянной эксплуатационной готовности путём их ремонта и модернизации, внедряют новое энергетическое оборудование, осуществляют контроль за выполнением правил эксплуатации.

На развитие ЭХ воздействует ряд факторов: рост энерговооружённости труда; повышение уровня энергоиспользования; увеличение доли энергии, расходуемой на силовые, высокотемпературные и физико-химические процессы; увеличение доли электроэнергии в общем энергопотреблении предприятия; взаимозаменяемость энергоресурсов.

Основные направления совершенствования организации энергетического обслуживания:

1.совершенствование энергопотребления: снижение энергоёмкости прод-ции; внедрение энергосберегающих технологий; диспетчирование распределения потребления; исключение непроизводственных расходов; совершенствование стр-ры энергопотребления;

2.сов-вание работы эх: сокращение расходов на ремонт энергооборуд-ия; выбор наиб. экономичных поставщиков; сокращение затрат; орг-ция управления и учёта.

Инструментальные цехи и службы обеспечивают основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. Основными задачами инструментального хозяйства являются: бесперебойное обеспечение высококачественным инструментом всех цехов и РМ, контроль за правильной эксплуатацией инструмента и сокращение его расхода; уменьшение затрат на изготовление, приобретение, хранение и восстановление инструментов, поддержание минимально необходимых запасов инструмента.

Плановая номенклатура инструмента, оснастки в массовом и серийном типах пр-ва опред-ся на основе операционно-технолог-их карт обработки изделий, а в мелкосерийном и единичном - по картам типовой оснастки раб. мест или по опытно-статистическим данным за ряд лет. После опред. номенклатуры используемого в пр-ве инструмента рассчит. на плановый период потребность пр-ия по каждому виду оснастки в натур. выражении Для обеспеч. ритмичной, равном. раб. предприятия созд. оборотный фонд инструмента.

Стр-ра органов упр-я инструм-ым хоз-ом опред. характером изгот-ой прод, типом и масштабом пр-ва. В крупных пр-ных АО для упр-ия инструм-ым пр-ом созд-ся инструм-ый отдел, на средних и небольших - бюро (группа) инструм-го хоз-ва. Инструм-ое хоз. обычно подчин. гл. технологу пр-ия, так как сущ. тесная связь инструм-го хоз. и технол-ой службы, что и предполаг. необходимость организац-го единства.

Транспортные, снабженческие и складские хозяйства, цехи и службы обеспечивают своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависят: ритмичность работы предприятия; экономичное использование материальных ресурсов.

18. Разработка бизнес-плана предприятия: принципы, виды, основные разделы бизнес-плана и их содержание

Бизнес - план - документ, определяющий тактическое действия организации, как правило, на ближайший год и развитие его стратегии. Бизнес-план разрабатывается с разбивкой по месяцам.

Цель разработки бизнес - плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Задачами бизнес - плана является:

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;

- оценить производственные и непроизводственные издержки;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;

- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.

Принципы:

  • гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования организации. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;
  • непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);
  • коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;
  • участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования организации;
  • адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;
  • комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура этого документа должна быть унифицирована.

В настоящее время разработка бизнес-планов осуществляется на основе Постановления Минэкономики РБ от 30 октября 2006 г. N 186 «Об утверждении рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по Разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» (новая ред. постановления Минэкономики от 30.10.2007 № 190).

Рекомендации предназначены для обеспечения методологического и методического единства при разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год (далее - бизнес-план развития) отраслей народного хозяйства Республики Беларусь с учетом их взаимосвязи и взаимодействия в общей системе прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год.

Бизнес-план развития базируется на анализе текущего состояния коммерческой организации, основных факторов экономического роста и оценке их влияния на развитие коммерческой организации и развитие отрасли народного хозяйства в прогнозном периоде. При анализе особое внимание уделяется выявлению положительных тенденций развития организации, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства товаров, продукции, работ, услуг (далее - продукция).

Бизнес-план развития включает:

оценку текущего состояния коммерческой организации с определением закономерностей и тенденций ее развития во взаимосвязи с тенденциями и приоритетами развития отрасли народного хозяйства;

обоснование целей и задач, важнейших направлений экономического развития коммерческой организации на очередной год;

определение внутренних и внешних факторов и условий эффективного развития коммерческой организации;

установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития коммерческой организации на очередной год;

определение и описание, конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение целевых параметров развития коммерческой организации.

Бизнес-планы развития разрабатываются с учетом особенностей и специфики отраслей народного хозяйства в соответствии с отраслевыми рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год.

В состав бизнес-плана развития входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана развития, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

Бизнес-план развития состоит из следующих основных разделов:

"Резюме";

"Характеристика организации и стратегия ее развития";

"Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга";

"Производственный план";

"Организационный план";

"Инвестиционный и инновационный план; "Энергосбережение";

"Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности";

"Показатели эффективности деятельности организации".

С учетом отраслевой специфики и особенностей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации описательная часть может быть дополнена другими разделами по решению соответствующего органа управления.

Резюме отражает основные цели, задачи и важнейшие направления экономического развития коммерческой организации на очередной год. В данном разделе в сжатой и доступной форме излагается суть стратегии развития коммерческой организации на очередной год. Целесообразно привести информацию о новых направлениях развития коммерческой организации. Раздел "Резюме" составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана развития, когда имеется полная ясность по остальным разделам.

В разделе "Характеристика организации и стратегия ее развития" приводится краткое описание отрасли и определяются место и роль в ней коммерческой организации. Даются характеристики формы собственности и указания на основных собственников.

В сжатой форме представляются основные достижения и проблемы в деятельности коммерческой организации за последние 3-5 лет, приводится анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации за три года, предшествующих планируемому.

В разделе "Описание продукции. Анализ рынка. Стратегия маркетинга" приводятся данные о продукции, рынках сбыта и стратегии маркетинга коммерческой организации. При описании продукции кратко излагаются, отдельно приводится план мероприятий по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее усовершенствованию, разработке новых видов (модификаций) продукции

Раздел "Производственный план" содержит характеристику имеющихся основных производственных фондов, загрузку производственных мощностей, анализ соответствия существующих производственных мощностей объемам производственной программы в планируемом периоде, обоснование потребности в дополнительном оборудовании, выбора поставщиков оборудования и другие мероприятия.

В разделе "Организационный план" приводится описание организационно-штатной структуры коммерческой организации, ее кадровой политики, списочной численности работников, в том числе производственного и административно-обслуживающего персонала, планируемых фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы работников, в том числе производственного персонала. Отдельно отражаются планируемые организационные мероприятия по выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. Раскрывается комплекс мер по стимулированию труда специалистов, их переподготовке и обучению, подбору и расстановке кадров. При необходимости обосновывается потребность в проведении реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

В разделе "Инвестиционный и инновационный план" приводятся: краткая характеристика инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжена или начата в планируемом периоде, результаты реализации проекта (выпуск новой продукции, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, снижение энерго- и материалоемкости продукции, замена активной части основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий и иные результаты), описание основных средств, планируемых к приобретению. В случае необходимости разработки бизнес-плана инвестиционного проекта в соответствии с действующим законодательством приводится информация о наличии такого бизнес-плана и принятых решениях по нему. По реализуемым (намеченным к реализации инвестиционным проектам) указывается взаимосвязь с существующими приоритетами развития отрасли, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах. Отражаются направления прикладных исследований и разработок, планируемые результаты инновационной деятельности.

Важным моментом в этом разделе является определение и обоснование источников финансирования всех намеченных инвестиционных мероприятий. При привлечении в качестве источников финансирования кредитов банков, мер государственной поддержки указываются имеющиеся кредитные соглашения, решения органов государственного управления, Правительства Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь.

В разделе "Энергосбережение" анализируются данные об объемах и структуре потребления организацией топливно-энергетических ресурсов в планируемом периоде, удельный вес указанных затрат в себестоимости продукции, обосновывается возможность обеспечения выполнения доведенного организации целевого показателя по энергосбережению. По результатам анализа разрабатывается план мероприятий по энергосбережению, реализация которого позволит снизить энергоемкость выпускаемой продукции, максимально использовать местные виды топлива, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и вторичные энергоресурсы. При этом указываются сроки реализации мероприятий, объемы капиталовложений (с указанием источников финансирования) и планируемый экономический эффект от экономии топливно-энергетических ресурсов.

Целью раздела "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности" является обоснование оптимального варианта организации производства, позволяющего получить наилучший финансовый результат. Назначение финансового планирования состоит в определении на предстоящий период величины источников поступлений доходов, сумм расходов и отчислений, сбалансирование, а также активное воздействие на выработку реальной стратегии бизнеса на основе глубокого анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на его развитие и сокращение длительности оборота капитала.

Убыточные организации, планирующие реструктуризацию кредиторской задолженности, включают в бизнес-план развития раздел "Реструктуризация кредиторской задолженности.

При подготовке раздела "Показатели эффективности деятельности организации" необходимо использовать комплексную систему показателей, включающую основные финансовые показатели работы коммерческой организации), а также показатели, характеризующие финансовое состояние и платежеспособность коммерческой организации.

Организация реализации бизнес-плана предусматривает: разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов; организацию учета и контроля выполнения планов; мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами; регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: