Вопрос 23. Белорусская модель социально-экономического развития

Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою терри­торию в пределах национальных границ и национальную эко­номику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она ста­ла преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках су­веренного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.

Белорусская модель развития формируется в течение перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Переходный период предполагал три направления преобразований:

· первое — демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

· второе — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

· третье - структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, что обусловлено изменениями экономическогo, государственного и общественного порядка.

Период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

1991—1995 гг. — период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

2001—2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

В ходе эволюции белорусская экономическая модель нацелена на:

• создание законодательно-нормативной базы, правовых институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений;

• либерализацию всех видов экономической деятельности, создание благоприятных условий для становления экономической свободы и конкуренции, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

• обеспечение равноправия всех форм собственности;

• формирование развитой системы рыночной инфраструктуры;

• структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрение прогрессивных технологий и высокопроизводительной техники;

• повышение роли заработной платы, как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

• реализацию эффективной системы социальной защиты населения, повышение роли государственных минимальных социальным гарантий, снижение дифференциации групп населения по уровню доходов;

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.

24. Содержание и порядок разработки стратегического плана организации

Стратегическое планирование - формирование стратегии предприятия на длительный период времени. Стратегия поведения фирмы на рынке определяется конкурентоспособностью фирмы и ее товаров, уровнем научно-технического и ресурсного потенциала фирмы на основе анализа сетки развития товара и рынка. Виды стратегий: Стратегии охвата рынка; Стратегии разработок новых товаров; Ресурсной стратегии; Стратегии ценообразования; Стратегии стимулирования сбыта; Стратегии рекламы товара; Стратегии роста фирмы; Формирования стратегии фирмы относятся к разным предприятиям с разными научно-техническим потенциалом, уровнем конкурентоспособности, целями, традициями и т.д. Поэтому считаем целесообразным конкретные стратегии, определять исходя из имеющихся возможностей, целей фирмы и конкретной ситуации.

Для дальнейшего совершенствования методов формирования рыночной стратегии фирм, отраслей, страны в целом, на наш взгляд, следует:

1) шире применять к проблеме системный, функциональный, воспроизводственный и другие подходы к менеджменту;

2) от множества матриц, перечислений факторов, видов стратегий и т.д. следует переходить к конкретным зависимостям.

Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия. Стратегических план содержит следующие разделы: Экономическая эффективность производства - план воздействие на показатели эффективности на предприятии; Нормы и нормативы - разработка плана на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованные нормативов расхода материалов, сырья и т.д.; Производство и реализация продукции - определение оптимального объёма продукции.; Материально-техническое снабжение - устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах и источники её погашения.; Персонал и оплата труда - устанавливается количественная и качественная потребность предприятия в персонале.; Издержки производства, прибыль и рентабельность - на основе планируемых издержек рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность.; Инновации - техническое и организационное развитие предприятия.; Инвестиции и капитальное строительство - обоснование инвестиционных решений; Охрана природы; Социальное развитее коллектива; Фонды специального назначения - размеры и направления использование средств фондов: накопления, фонд потребления и др.; Финансовый план -баланс доходов и расходов предприятия на предстоящий период.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

  1. Определение целей планирования
  2. Анализ проблемы - определяется текущая ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.
  3. Поиск альтернатив - среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.
  4. Прогнозирование - представление о развитии ситуации.
  5. Оценка (выбор лучшей альтернативы).
  6. Принятие планового решения - выбирается и оформляется.

Для расчета целей и задач по составлению разделов стратегического плана используют:

1. Объем годовых продаж по группам продуктов.

2. Годовую прибыль и убыток по подразделениям

3. Годовой экспорт и его отношение к общему объему продаж по подразделениям

4. Изменение в наборе продуктов и доле рынков

5. Программу капитальных ежегодных затрат

6. Годовые денежные потоки (финансовый план)

7. Баланс на конец последнего года плана

8. Политику погашений и приобретений (в цифрах)

Стратегические планы должны разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей организации, а не конкретного индивида. Они должны обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегические планы придают фирме определенность, индивидуальность.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Качество стратегических планов во многом определяет возможность достижения конечных результатов стратегического менеджмента.

Одним из основных факторов качества планов является степень соблюдения при планировании научных подходов к менеджменту и принципов планирования. Если плановые показатели не будут достаточно обоснованными, то как бы мы хорошо ни работали на последующих этапах, результат будет неудовлетворительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: