Вопрос 22. Формы и методы государственного регулирования экономики Республики Беларусь

Рынок осуществляет свои функции благодаря деятельности его участников. Их еще называют экономическими агентами, или субъектами рынка. Субъекты рынка – это те, кто принимает экономические решения и осуществляет рыночные действия. Основными субъектами рынка являются продавцы (производители товаров и услуг), покупатели (потребители товаров и услуг), в роли которых выступают домашние хозяйства, и государство.

Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной целостности, способствует его развитию и выступает при этом официальным представителем всего данного общества.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Основной экономической задачей государства является обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной деятельности.

Регулирующая роль государства проявляется в следующих его основных функциях (рис. 1).


Регулирование «внешних эффектов»: - издержек перелива ресурсов; - выгод перелива ресурсов

Рис. 1. Основные экономические функции государства.

Среди экономических функций государства особое место принадлежит таким, как производство общественных благ и регулирование «внешних эффектов».

Общественные блага обладают следующими свойствами:

· это блага, для производства которых ни один предприниматель не имеет экономических стимулов;

· эти блага неделимы;

· это блага, доступ к потреблению которых нельзя ограничить.

К такого рода благам относятся: услуги здравоохранения, образования, национальная оборона, охрана общественного порядка, освещение улиц, строительство и содержание коммуникаций и т.п.

К «внешним эффектам» относятся воздействия, которые возникают между товаропроизводителями и потребителями. «Внешние эффекты» могут быть благоприятными (положительными) и неблагоприятными (отрицательными). К отрицательным относится загрязнение окружающей среды, а к положительным – услуги образования, науки, здравоохранения и т п. «Внешние эффекты» приводят к издержкам и выгодам перелива ресурсов.

Выгоды перелива ресурсов – это не требующие компенсации (бесплатные) блага, достающиеся третьей стороне в результате производства и потребления какого-либо товара или услуги (выгоды предпринимателя от повышения образовательного уровня в стране). Издержки перелива ресурсов – это некомпенсируемые потери третьей стороны, которые возникают в ходе производства или потребления какого-либо товара (загрязнение городского воздуха автомобильными выхлопами).

Рынок безразличен к производству общественных благ и не в полной мере учитывает влияние положительных «внешних эффектов», так как признает только их индивидуальный коммерческий аспект (насколько это выгодно самим участникам рынка), не придает значения их социальному воздействию, недооценивая их полезность для всего общества. Что же касается отрицательных «внешних эффектов», то поскольку экономический ущерб ничего не стоит предпринимателям и не включается ими в производственные затраты, а на строительство очистных сооружений им пришлось бы потратиться, то они и не хотят нести затраты по восстановлению сил природы и экологического равновесия. Все это вызывает необходимость корректировки рыночного механизма со стороны государства.

Для реализации своих экономических функций государство разрабатывает и осуществляет экономическую политику.

Экономическая политика – это совокупность регулирующих мер, реализуемых государством в процессе управления экономикой. Основными ее целями являются следующие (рис. 2).

 
 


Рис. 2. Цели экономической политики государства.

В зависимости от сфер применения регулирующих мер экономическая политика государства выступает в нескольких видах, оперируя самыми разнообразными инструментами (табл. 1).

Таблица 1.

Основные виды и инструменты
государственного регулирования экономики

Виды политики Регулирующие инструменты
Фискальная (бюджетно-налоговая) · налогообложение; · дотации; · субсидии; · льготы; · санкции.
Монетарная (денежно-кредитная) · купля-продажа государственных ценных бумаг; · изменение резервной нормы коммерческих банков; · изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
Внешнеэкономическая · управление обменным курсом; · система внешнеторговых тарифов и льгот; · лицензирование внешней торговли.
Социальная · адресная система социальной защиты; · трансфертные платежи; · компенсация и индексация текущих расходов; · система социальных гарантий.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на управление государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением.

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это совокупность мероприятий, которые предпринимаются в денежно-кредитной сфере с целью упорядочения спроса на деньги и предложения денег для достижения стабильного экономического развития.

Социальная политика – это политика, направленная на реализацию Программ занятости, оказание помощи малоимущим слоям населения и многодетным семьям, на обеспечение снабжения населения всеми необходимыми товаров и услуг, развитие сферы образования, медицинского обслуживания, социального страхования и культуры.

Внешнеэкономическая политика государства представляет собой комплекс мер по регулированию экспортно-импортных операций.

Для воздействия на социально-экономические процессы государство использует две основные группы методов: прямые и косвенные. Методы прямого воздействия вынуждают тех, кто действует в рыночной экономике, принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямое государственное регулирование осуществляется посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти. Прямое вмешательство государства в экономику выражается в том, что оно как обладатель значительных средств является крупнейшим инвестором и собственником.

Косвенные методы предполагают формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении определенных действий. При этом, право принимать те или иные решения остается за самими хозяйствующими субъектами. Косвенное вмешательство государства в рыночную экономику осуществляется по таким направлениям, как:

· стимулирование инвестиций;

· обеспечение полной занятости;

· стимулирование экспортно-импортных операций;

· воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и, в особенности, на уровень цен на социально значимые товары и услуги;

· поддержание устойчивого экономического роста;

· перераспределение доходов.

Кроме того, методы государственного регулирования делятся на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционировали предприятий всех форм собственности и рыночных структур (банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д.

Административные методы регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров.

Экономические методы реализуются через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, внешнеэкономическую, ценовую, амортизационную, антимонопольную политику.

Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: