double arrow

Сущность трансцендентального метода и понимания его Кантом


«Трансцендентное» - это то, что находится за пределами возможного опыта (запредельность).

«Трансцендентальность» имеет отношение к познанию и к условиям нашего опыта.

Бертран Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное в отличие от трансцендентного имманентно нашему сознанию и находится у нас "в голове", однако оно не подлежит наблюдению.

В понимании Канта «трансцендентное» означает то, что существует вне сознания и недоступно ему, непознаваемо, а «трансцендентальное» — то, что имманентно сознанию, может быть познано и действительно познается.

Согласно Канту, к области трансцендентального относятся, например, такие понятия как пространство и время, которые характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир (Кант, «Критика чистого разума», раздел «Трансцендентальная эстетика»).

Наполняя новым содержанием один из схоластических терминов, включаемый при этом в число важнейших понятий «критической» философии, Кант назвал «трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори». Заключенные в «Критике...» учения о познавательных способностях именуются «трансцендентальными», и это наименование в значительной мере применяется для обозначения самих
данных способностей.




Трансцендентальный метод – выражение, впервые примененное А.Рилем и Г.Когеном (1876–77) для характеристики критической философии И.Канта и ее метода; у самого Канта это понятие отсутствует. Методом Кант называл способ действия согласно основоположениям.

Трансцендентальный метод исследует априорные условия познания, опыта; путь его регрессивен: от существующего факта он идет к условиям этого факта. В такой постановке и решении вопроса, несомненно, имеется круг, не формально-логический, который разрушил бы всю систему Канта, а круг, характерный для трансцендентальной логики и необходимый для логики диалектической.

Исходным пунктом философии Канта является наука, опыт вообще. Отправляясь от данного опыта, "Критика..." ищет его априорные условия. Путем отыскания условий доказывается опыт, т.е. то, что принималось за отправной пункт мысли. Ход мысли Канта можно выразить в форме условно-категорического силлогизма: если опыт есть факт, то его трансцендентально-априорные условия – основные общие положения – истинны. Но наука, опыт есть факт, следовательно, основные положения – истинны. При этом учитывается и вторая половина круга: если трансцендентально-априорные условия истинны, то, следовательно, факт науки и опыта установлен. С чего начинается трансцендентальная философия? Несомненно, с факта опыта. Что доказывает трансцендентальная философия? Несомненно, факт опыта!







Сейчас читают про: