Проблема реальности в буддизме и веданте

В буддизмеесть такое понятие как текстура реальности, понятие конкретное, строго определенная текстура, например как у ткани, или камня. Потому что с точки зрения буддизма, реальность, как ткань или камень, можно пощупать, подержать в руках. Реальность, в буддизме, может быть двух типов – обусловленная и необусловленная.

Обусловленная реальность, в переводе с санскрита, буквально означает «составленное, сделанное», нечто имеющее, так сказать, неестественного происхождения. Пусть даже оно сотворенное кем-то высшим настолько, что он находится вне людского понимания, но все равно, этот кто-то не является абсолютом, а значит и его творение тоже.

Необусловленное можно трактовать как бессмертное, нечто, не имеющее ни конца, ни начала, естественное и никем не сотворенное. Она и есть тот самый пресловутый Абсолют, нечто изначальное, что не могло быть ни кем сотворено, то, что было везде и всегда.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

Восприятие реальности на низшем или высшем уровне (= пребывание) определяется уровнем нашего сознания: именно для перехода на более высокие уровни постижения и осуществляется тренировка сознания в буддизме.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как "развитие доброго сердца", "развитие мудрости для видения реальности" и т. д.

Буддизм ставит вопрос о нереальности реального и о реальности нереального.

Вера опрокидывает реальность в нереальное; рефлексия науки опрокидывает реальность на саму себя; буддизм опрокидывает нереальное на реальность. Однако здесь возникает несколько трудностей в интерпретации буддизма. Трудность времени, трудность Бога, трудность смутности и трудность продвижения духа.

Веданта. Содержание этой философской системы отражено в значительной степени в названии; веданта буквально означает конец Вед. В своей основе веданта представляет систематическую обработку тезисов упанишад, ведических текстов, часто на мистической основе.

Веданта отрицает положение о том, что мир является продуктом взаимодействия материальных сил с единственной реальностью, из которой все выводится, признает брахму, понимая ее как абсолютную духовную сущность мира. Согласно Шанкаре, мир явлений, который мы воспринимаем чувствами, вызван воздействием иллюзий с их тремя качествами. Мир явлений только кажимость, причина которой кроется в незнании. Незнание приводит к тому, что человеку мир представляется как настоящий (в пространстве и во времени), а брахма (абсолютная неопределяемая сущность мира) - как персонифицированное наивысшее существо (Ишвара). Выход из круговорота рождений заключается в знании, (видья), т. е. в рассмотрении всего с точки зрения высшей истины. На ее основе достигается познание того факта, что мир во всей его изменчивости - сплошной обман и что неизменной реальностью является брахма, с которой идентифицируется индивидуальная душа (атман). Путь к достижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса и прежде всего в медитации, которая понимается как концентрированное размышление о скрытых проблемах упанишад. При медитации важна помощь учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: