double arrow

Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист


Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне абсолютной монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Сильный монарх необходим для того, чтобы отменить старые привилегия знати, чтобы обеспечить мир и порядок. Монарх выступает гарантом при выполнении торговых соглашений. Благодаря монархии сохраняются жизнь и собственность индивида.

Стремление к самосохранению. Все отношения между людьми следует понимать, исходя из этого стремления. Такие социальные проявления, как взаимодействие и солидарность, тоже возникают благодаря стремлению человека к самосохранению.




Гоббс выделил три источника конфликтов: страх, соперничество и стремление к славе. Наиболее важным является страх. Именно страх приводит человека в политически организованное общество. Чтобы уменьшить количество конфликтов в обществе, следует установить единую власть. Демократия и разделение властей разрушают единство и усиливают конфликты.

Гоббс считал, что правитель не должен вмешиваться в права индивида свободно покупать, продавать и заключать соглашения с другими индивидами. Правитель не может приказать индивиду убить себя или причинить себе вред. Монарха можно свергнуть, если он утратил контроль над обществом, т. е. больше не обеспечивает безопасность индивидам. Тогда возникает потребность в новом договоре и новом правителе.

Гоббс сравнивал общество с часами. Когда мы хотим понять, как работают часы, мы их разбираем и изучаем отдельные детали и их свойства. Затем мы собираем часы вновь. Аналогично этому мы должны изучать общество. Метод Гоббса заключается в анализе и синтезе.

Яркий натурализм и материализм Гоббса имел сравнительно немного сторонников и единомышленников в XVII веке, когда религия оставалась мощной идеологической основой. В XVIII веке методология Т. Гоббса, основанная на чувственном познании и опыте, получила весьма высокую оценку у французских материалистов.







Сейчас читают про: