double arrow

Учение об «идолах мышления»


«Идолами» Бэкон называет плохие привычки ума, которые ведут его к заблуждениям, препятствуя объективному познанию мира. Всего он указывает четыре разновидности таких привычек:

идолы рода связаны с тем, что человеческий ум и органы чувств от природы несовершенны, они подобны искривленному зеркалу, в котором преломляется свет истины; от этих идолов невозможно избавиться;

идолы пещеры – это личные суеверия и предрассудки, присущие тому или иному человеку;

идолы рынка связаны с неадекватным употреблением слов; они мешают людям понять мысль, выраженную в словесной форме;

идолы театра возникают из-за слепой приверженности авторитетам или общепринятым правилам мышления.

Значение трудов Бэкона

Его труды предвосхитили наступивший вскоре расцвет эмпирического естествознания, опирающегося на чувственный опыт. Бэкон первый исследовал структуру теоретической деятельности ученого и предложил метод, посредством которого могут совершаться научные открытия.

Томас Гоббс (1566- 1679) английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Гоббса считают последователем теории Ф. Бэкона.




Главной задачей и целью философской науки Гоббс провозглашал познание причинно-следственных связей. "Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам причин или производящих оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий".

В отличие от Бэкона, у которого предмет философии составляют - бог, природа и человек, у Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Отсюда и категорический вывод: "Философия исключает теологию". Философия не приемлет, согласно Гоббсу то, по отношению к чему неприменимо научное рассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, а на авторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной истины и исходил из признания существования двух равноправных истин: религиозно- теологической и научно- философской.

Философия подразделяется Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства. Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы. Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство, образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этим занимается философия морали.



«Новый органон» Ф.Бекона и его критика силлогистики Аристотеля.

Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода, был предложен в сочинении Бэкона «Новый Органон» и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

В своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Бэкон не сомневается, что в силлогизме заклю­чена некая математическая достоверность. Но до­статочно наполнить их путаными, опрометчиво абстраги­рованными от вещей и плохо определенными понятиями, как все рассуждения рушатся. Такая логическая организация порочных понятий может служить закреплению и сохранению ошибок, так как создает иллюзию обоснованности и доказательности там, где нет ни того ни другого. Такова причина, почему Бэкон считал, что аристотелевская ло­гика «более вредна, чем полезна». Он считает, что «логика, которая теперь имеется, бесполезна для научных открытий».

Однако в бэконовской критике силлогистики имеется и другой акцент, отмечающий узость этих схем умоза­ключения, их недостаточность для выражения логических актов творческого мышления. Бэкон чувствует, что в фи­зике, где задача состоит в анализе природных явлений, а не в созидании родовых абстракций и уже, конечно, не в том, чтобы «опутать противника аргументами», сил­логистическая дедукция не способна уловить «тонкости совершенства природы», в результате чего от нас ускользает и истина. Позднее, в своем письме к Баран­зану, он выскажет более терпимое отношение к возмож­ностям аристотелевской логики. «Силлогизм — это вещь скорее неприменимая в отдельных случаях, нежели беспо­лезная в большинстве их».









Сейчас читают про: