Источники права Русской Православной Церкви в разные исторически эпохи

Источники Византийского происхождения. До cep.XV в. РПЦ была одной из митро­полий КПльского Патриархата и руководствовалась теми же "Номоканонами", поста­новлениями Соборов, Патриархов и Синодов кириархальной Церкви. Самый авторитет­ный источник - грамоты Вселенских Патриархов по делам РПЦ, составленные в ви­де посланий русским митрополитам, епископам, князьям (напр. грамота патр. Луки Хрисоверга к Андрею Боголюбскому; грамота патр. Германа Киевскому митр. Кириллу и др.). Русские источники ЦП соборного и иерархического происхождения (до середины XV в.). Местные органы церк.правотворчества - Соборы. Из соборных ак­тов дошли лишь постановления Владимирского Собора 1274 г. - принятие "Корм­чей" св. Саввы. Правила изданы в виде окружного послания митрополита, потом вне­сены в Кормчую как "Правила Кирилла митр. Русского". Кроме: еще канонические по­слания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев. Древнейшие из них вошли в рукописные "Кормчие" софийской фамилии (напр. "Канонические ответы" митр. Ио­анна (11 в.) или "Канонические ответы" Новгородского еп.Нифонта (1-я пол. XII в), на вопросы местных священников; и др.). Есть среди дошедших анонимные и апокрифи­ческие. Источники ЦП гос. происхождения. Издавались: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ха­нами. Законодательство русских князей: большая часть церковно-правового материа­ла. Это т.н. княжеские уставы, касаются только взаимоотношений между Церковью и государством: чаще всего перечисляют льготы для Церкви (напр. "Устав св. Владими­ра", "Устав" князя Ярослава Мудрого и др. или княжеские Уставные грамоты. Зако­ны византийских императоров: по византийским правовым воззрениям, власть им­ператоров распространялась на все православные народы во вселенной (мало соот­ветствовало действительности). Но - КПльские Патриархи в посланиях русским митро­политам или князьям указывали, что свои распоряжения делают с согласия императо­ров. Иногда - русские князья обращались по поводу церковных дел в КПль сразу к императорам (напр, неотправленное послание великого князя Василия Темного, когда уже решался вопрос об автокефалии РЦ, к имп.Константину Палеологу о поставлении митр.Ионы русскими епископами). Монгольские ханы - давали русским митрополитам т.н. ярлыки. Сохранилось 7 ярлыков (XIII и XIV вв.), но было намного больше. Ис­точники ЦП от сер. XV в. до Патриаршества. Сер.XV в, - для Византии - трагиче­ское время. Для Руси - автокефалия, разделение на 2 митрополии, русские митропо­литы попали в большую зависимость от Московских самодержцев, назревание идеи Москва - 3-й Рим. Источники РПЦ права: "Номоканон" в виде "Кормчей", поста­новления Соборов, канонические ответы и послания иерархов, "Уставы" св. Владимира и князя Ярослава Мудрого. Но - нормы сохраняли силу гл.образом в области внутрицерковного права. Усиливается влияние светской власти на Церковь. Государи усваивают себе право избирать.митрополитов, влияют на состав и постанов­ления Соборов, публикуют соборные постановления от.своего лица. Собор 1503 г. - при Иване III, вопросы: об архиерейских пошлинах, о зазорной жизни вдовых попов и диаконов, о "двойных" монастырях, о монастырских вотчинах, о мерах против жидовствующих. Собор 1551 г., Стоглав - при св. митр. Макарии и Иване Грозном. Предмет соборных рассуждений: 69 царских вопросов. Результат - Уложение (100 глав). В Уложении затронуты гл. стороны церк. жизни; собраны и систематизированы все нормы действующего права РЦ. Собор 1572 г. - издал грамоту о 4-м браке Грозного и под­твердил недопустимость 4-го брака. Собор 1580 г. - архиерейским домам и монасты­рям запрещалось приобретать новые земельные владения. Источники ЦП синодальной эпохи. С церк. точки зрения- правильно различать 2 осн. материальных источника РЦ права этой эпохи: 1) государство (Высочайшую власть и зависимые от нее органы правления: Сенат, Госсовет, Кабинет министров) и 2) Церковь в лице Синода, чьи распоряжения-приобретали законную силу в государст­ве вследствие их утверждения Государем, но церк.авторитет этих распоряжений поко­ился на том, что Синод - малый архиерейский собор - представлял весь российский епископат. Такое различение важно для определения авторитетности документов в наше время. "Духовный регламент или Устав Духовной Коллегии" - основа сино­дального строя церк.управления.. Составлен еп. Феофаном (Прокоповичем) в 1719 г., подписан Освященным Собором и утвержден Петром I в декабре 1720 г., Состав: 3 части: 1)"Что есть духовный коллегиум и каковы суть важные вины такового правления?" - общее представление о коллегиальной форме правления и объяснение ее пре­имущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод - опасность двоевла­стия в государстве. 2) "Дела управления, сему подлежащие" - описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству + в общей форме об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян. 3) "Самих управителей должность и сила" - определяется состав Духовной Коллегии и обязанности членов. 1722 - как дополнение к Регламенту - "Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского" - уставы о приходском духовенстве и монашестве + Император­ское повеление о выборе "из офицеров доброго человека" для занятия должности обер-прокурора и "Инструкция обер-прокурору". Очевидны все негативные черты са­мой эпохи, а значит, и "Регламента". 1776 г. - "Книга о должностях пресвитеров приходских", составлена от лица Синода епп. Георгием (Конисским) и Парфением (Сопковским), Много переиздавалась. Это практическое руководство для пастырей с выписками из "Кормчей", "Регламента", важнейших синодских указов, а также из Св. Отцов. В книге есть указания, каких больше не найти: напр. дозволение допускать инославных к восприемничеству с усло­вием читать Символ без filioque. Изучение «Регламента» входило в программы духов­ных школ до сер.XIX в. 1839 г., взамен "Кормчей" (неудобной из-за краткости правил, частью устаревшей и вышедшей из употребления) - "Книга Правил" (на греческом с параллельным переводом). Достоинства: 1) каноны воспроизведены полностью, 2) вошел лишь основной канонический корпус. Правила отделены от разнородного пра­вового материала (менее авторитетного или утратившего силу). Недостатки: 1) не вез­де удовлетворителен перевод «епиркопия», с греч. - переводят как приход»; «митро­поличий округ» - как «епархия». 1841 г. - впервые издан "Устав Духовных Конси­сторий", своего рода "Духовный регламент" епархиального управления. 364 статьи, объединенных в четыре раздела. В основе - "Регламент" и отдельные, изданные ранее указы по епархиальному управлению, сведенные в этом сборнике воедино (ранее на­печатанные в периодических изданиях). С 1879 г. - в Петербурге, начато издание "Полного Собрания постановлений и распоряжений по ведомству Православ­ного Исповедания Российской Империи" - 10 томов "Собрания" церк. законодательство от Петра I до Елизаветы. С 1868 по 1917 гг. - 11 томов - "Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода" (сами документы не опубликованы, только описание). Указы по Ведомству Православного Исповедания помещены также в "Полном Собрании Законов Российской Империи" в хронологиче­ском порядке. В кодифицированном собрании - "Своде законов Российской Империи" - законы и указы, касающиеся Церкви, помещены нескольких томах (в I, III, IV и др.). В 1905 г. Госстрой Российской Империи подвергся радикальным преобразованиям. Высшими законодательными органами, помимо императора, стали Госсовет и Гос. Дума. В их состав входили не только православные. Но они рассматривали законы, касаю­щиеся ПЦ. Был поднят вопрос о созыве Поместного Собора. Документы, связанные с подготовкой Собора, представляют важные церковно-исторические и в некотором смысле церковно-правовые памятники, отражающие каноническое сознание епископа­та, духовенства и мирян. Особенно интересны "Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе" и "Журналы и протоколы заседаний Пред-соборного Присутствия".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: