883 г. - начало нового периода в истории церковного права (издание "Номоканона" патр. Фотия, разделение Церквей, правовые определения Поместных Соборов не включаются в основной канон, кодекс Церкви, который рассматривается как уже завершенный ("Синтагма" Номоканона). Падает авторитет КПля, рождение Церкви у славянских народов. Важное значение приобретают толкования канонов (греч. - схолии, лат.- глоссы). Первоначально - на полях рукописей правил. Со временем приписывались к тексту правил или становились самостоятельными правилами:(напр. 60-е правило Лаодикийского Собора - позднейшая схолия на 59-е правило). Древними схолиями пользовались в своих толкованиях канонисты XII в.: 1) Алексий Аристин (т после 1166 г.) - уроженец Эллады, юрист, занимал высшие гос.должности, участвовал, в деяниях КПльского Собора 1166 г. Составил толкование на канонический "Синопсис".(ок. 1130 г.). Изъясняет буквальный смысл правил, не вдаваясь в казуистические тонкости. Особое значение для Руси, т.к. - основа "Кормчей". 2) Иоанн Зонара - при имп. Алексии и Иоанне, занимал высшие гос. должности. Ушел, постриг, много писал (толкования, каноны, слова, трактаты и проч.). 2 особенно значимых труда: 1) Хроника от сотворения мира до 1118 г., 2) толкования на полную "Синтагму" Фотиева "Номоканона". Особенности: смысл канонов изъяснен с точки зрения: исторической, догматической и практической; конечная цель -извлечь из многих подробных общее положение как каноническую догму; согласование противоречий, принцип "последующий закон отменяет предыдущий" + выбор "более человеколюбивых" санкций из всех предложенных. Общий характер его церковно-правовых воззрений: каноны выше законов. 3) Феодор Вальсамон - последний по времени, самый авторитетный канонист XII в. При имп.Мануиле, начал служение в Церкви, прославился как знаток ;церковного и светского права. Толкования на весь "Номоканон в 14 титулах". В изъяснении "Синтагмы" - опирался на Зонару. Но - устанавливает отношение церковных канонов к гос.законам и примиряет несогласия между ними (чего не сделал Зонара). Принцип - каноны выше законов. Толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, авторизованные высшей церковной властью, слились с каноническим кодексом Православной Церкви. Постановления Соборов, Патриархов и епископов. Императорские законы. Главное законодательное учреждение - Синод эндимуса КПльского Патриархата (т.н. домашний собор, участники которого отбирались из архиереев, случайно оказавшихся в столице). Важнейшие постановления -"Томос единения" (920 г..) «Томос» признал 4-й брак имп.Льва Философа, и одновременно подтверждал канонический запрет 4-го брака, чем восстановил мир между церковной и гос.властью. Императорское законодательство - важный источник церк. права поздневизантийской эпохи. Особая значимость - новеллы Алексия Комнина (1084-1095 гг.) о церковном обручении и венчании брака как непременном условии его действительности. Византийское церковное право XIV столетия. XIV в. - составлено 2 новых сборника церковного права, получили широкое распространение: 1) "Алфавитная Синтагма" - 1335 г., сост. афонский иером. Матфей Вла-старь (до пострига был юристом). Это словарь по церковному праву (каноны + гражданские законы). Состав: 24 отдела - по числу букв греч.алфавита. Отдел разделяется на главы; а каждой главе за канонами следуют гражданские законы. Часто почти буквально повторяет толкования Зонары и Вальсамона (без ссылок). После издания книга стала наиболее употребительным руководством по церковному праву. В XIV в. была переведена в Сербии на славянский язык, а с XV в. стала известна на Руси. Славянский перевод не так удобен (перевод слов начинается с других букв). 2) "Экзавив-лос" ("Шестокнижие") - руководство к изучению гражданских законов. Сост. современник Властаря Константин Арменопул (номофилакс в Фессалониках), Ок.1345 г. он добавил к нему приложение - краткое изложение источников канонического права + позже добавлены краткие схолии (некоторые - патр. Филофею, другие - самому автору). Сборник Арменопула - последний серьезный опыт кодификации церковного и светского права Византии.
|
|
|
|