Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху Вселенских Соборов. Типы канонических сборников

Канонические сборники. 3 вида: 1) канонические (только церков­ные правила); 2) гражданские (гос.законы по церковным делам); 3) смешанные сборники (1 + 2) - номоканоны (νομοί- законы и κανωνες - каноны). Составлялись как официально-церковными властями, так и частным порядком. 2 типа: 1) хроноло­гические (правила Соборов и Отцов в хронологии); 2) систематические (церковно-правовой материал группировался по разделам, рубрикам - титулам). Известны хро­нологические: 1) Понтийский сборник. Состав: правила Анкирского и Кесарийско-го + Неокесарийского Соб. Позднейшие добавления - каноны I Никейского, Гангрско-го, Антиохийского и др. IV Вселенский Собор утвердил общецерковный авторитет этого кодекса с названием «Халкидонский сборник». В оригинале - не дошел, только в лат. переводе. 2) «Синопсис». Древнейший этого типа, VI в. По сложившейся тради­ции, в сбрник вошли в сокращенном виде: Апостольские правила и каноны 1,2,3 Все­ленских Соборов. Позднейшие редакции расширены правилами I Никейского, Анкир­ского, Неокесарийского и др. С дополнениями и толкованиями Аристина - основа для «Кормчей» св. Саввы Сербского. Хронологический порядок расположения правил в канонических сборниках был неудобен, стали составлять систематические: 1) В 60-ти титулах (нач.VI в., на греч.Востоке), компиляция до нашего времени не дошла. По ее образцу другой сборник - 2) «Синагога (свод) Божественных и Священных кано­нов, разделенных на 50 титулов», сост. Иоанн Схоластик. 3) «Каноническая Син­тагма» (VI-VII вв.), КПль. 2 части: 1) систематический указатель правил; 2) тексты канонов в хронологической последовательности. Синтагма утверждена Трул. Собором. Еще церковная жизнь регламентировалась гражданскими законами. Составлялись законодательные сборники, которые вхдили как законоположения, изданные в дох­ристианские времена империи, так·..и законь^императоров-христиан. Известны: 1) «Кодекс» Феодосия (438 г.,), 2) «Корпус светского права» (4 сборника) 3) «Эклога законов» Льва Исавра и Константина Копронима (позже стали приписывать Льву Мудрому и его сыну Константину). 4)"Прохирон" (Приручник), после редак­ции названный «Эпанагога»), издан имп. Василием Македонянином и его сыновьями Константином и Львом. 5) «Василики» («Царские законы») - самый важный для цер­ковного права. Состав: в исправленном виде старые законы, которые не утратили си­лы к тому времени. В XII в. в Византии юридическую силу имели только те законы, ко­торые вошли в «Василики». Сборники государственных законов по церковным делам. Причина составления: постоянный рост числа гражданских законов по делам Церкви. Известно 3: 1) «Сборник из 87 глав» Иоанна Схоластика. 2) «Сборник из 25 глав» (VI-VII вв.) и 3) «Сборник церковных законов» («Трехчастный сбор­ник») - главное пособие для византийских толкователей церкоано-гражданских зако­нов. «Номоканоны» (слав. «законоправильники»). Так первоначально назывались сборники, включающие в себя каноны + гражданские законы по церковным делам. 1) Древнейший, усваивается Иоанну Схоластику. 2) «Номоканон в 14 титулах». Са­мый знаменитый и исторически важный из церковно-правовых сборников Византии. До начала XIX в. - приписывали св. Фотию («Номоканон Фотия»). Известен в 2-х редак­циях (вторая - приписывают патр. Фотию). КПльский Собор 920 г. утвердил «Номока­нон в 14 титулах» общеобязательным кодексом для Вселенской Церкви, существую­щим и поныне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: