Титулы правительственной иерархии различных степеней священства

Священная иерархия. Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. В "Православном исповедании" митрополита Петра (Могилы) (1667 г.) различаются высшие и низшие степени священства. К высшим у него отнесены епископская и пресвитерская, а к низшим - степени диакона, иподиакона, свещеносца, певца и чтеца иными словами, низшая священная степень и церковнослужительские чины. В 14 и 15 пр. Трул. уст. – в диаконы (25 лет), иподиаконы (20 лет). Правительственная иерархия епископской степени. Сакраментально лица, принадл. к одной степени, равны между собой. Правительственная иерархия - различие священнослужителей по объему полномочий и месту в диптихах (перечень церквей по рангу чести (Халкид. 28) или перед престолом. Носители высш. еп-пской степени свящ-ва как члены правительственной иерархии им. титулы: пап, патриархов, католикосов, экзархов, примасов, митрополитов, архиепископов и хорепископов. Появление каждого из этих титулов связано с той или иной территориальной областью, входящей в систему административного деления Вселенской Церкви, хотя впоследствии различия между титулами могли утратить обусловленность объемом реальной правительственной власти, превратившись в титулярные отличия и преимущества, усвояемые либо епископским кафедрам, либо лично занимающим их архиереям. 1-ми, исторически, еп-пским титулом явл. – митрополит – еп. столицы провинции. 34 Ап. пр.: "Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них яко главу...". Термин "митрополит" впервые упомин. в канонах I Ник., 4 прав-о. В Африк. Ц-ви епископ Карфагена - первоиерарх всей поместной Церкви, а в митрополичьих округах 1-м - старейший еп-п по хиротонии. Титул экзарха в течение веков радикально менялся. Три стадии: 1) древнюю (экзарх - самостоятельный иерарх); 2) экзарх - органом Патриаршей власти (его носителем могли быть пресвитеры, диаконы и даже миряне); и 3) новую, некоторое возвращение к (экзарх - самостоятельный иерарх). В 6-м Сардикийс. - экзарх - это митрополит. При Константине Вел. 4 префектуры Римск. империи разделены на диоцезы, включавш. несколько провинций. Экзархами (по-латыни - викариями) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские начальники диоцезов. Впервые экзархов как иерархов, отличных от митрополитов, упомин. в 9-м Халкид. В латин. половине империи, экзархам соответ. – примасы - главы поместн. национальных церквей. Патриарх - главе главных диоцезов, епископы городов, которые были важнее других как политические центры, либо ввиду исторических воспоминаний, как в случае с епископом Иерусалимскими (по митр. Максиму Сардийск.). Пять Патриархов (древн.): Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Но сначала именов. Архиепископами: Александр. еп-пы - с 1-й пол. 4 в., Римские - со второй. Патриарш. титул распространен в 6 в. 7 канон Трулл. вперв. упомин. Патриарх. Архиепископами с тех пор имен. предстоятелей автокефал. Церквей, не принадлеж. к числу 1-х еп-пов Вселенск. Ц-ви.: Кипрской, Охридская, Элладской Церкви. На Западе "архиепископ" стал титулом митрополитов. На Востоке, со временем Архиепископами начали титуловать епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, тем не менее, автокефальны по отнош. к митрополиту и наход. в юрисдикции Патриархов. Еще позже «архиепископ» станов. отличием кафедры или лично архиерея, как в РПЦ, не связанным с особыми властными полномочиями в сравнении с епископами. Слово "папа" в III в. было не титулом, а почетным званием, котор. могло относ. к любому епископу. Закрепилось за еп-пами 3-х 1-х Престолов Христ. Ц-ви, первенствовав. до Константинополя, - Римским, Александрийским и Антиохийским. Католикосами назыв. в древности предстоятелей Церквей, находивш. за восточн. границами Визант. империи. 1-е упоминание «католикоса» - 410 г. – наимен. еп. Селевкии Вавилонской (Персия) зависим. от Антиохийск. Архиепископа (6-й канону I Никей.), из-за войны между Византией и Персией связи католикоса с Антиох. кафедрой затруднены. По отпадения католикосата в Несторианство католикосы + и титул Патриархов (притяз. на автокефалию). Католикосами => первоиерархи Армянской Ц-ви. В Армянской Церкви титул католикоса стал более высоким, чем Патриарший. После отпадения Арм. Ц-ви от Православия сан католикоса => Грузинские, зависим. Антиохийск. кафедры, но с сер. 8 в. факт. самостоятельны, но автокефалию не признали в КНполе и Антиохии. Титул хорепископа (сельского епископа) связ. с появл. в сер. 2-го в. (на Западе, в Италии), в местax, удаленных от городских стен. В эти удаленные места назнач. хорепископы. Со временем заменены периодевтами в пресвитерском сане. Огран. прав хорепископов: 13 Анкирск. – не поставлять пресвит. и диак., 14 Неокесар. – посвящ. во образ не 12, а 70 апост. Тем не менее хорепископы - это все-таки епископы, а не пресвитеры (Антиох. 10). В кон. 4 в. институт хорепископов исчез. (Лаодик. 57). В новое время институт викарных (наместников) епископов отчасти повтор древнего хорепископства, хотя не тождественны. В течение веков значение епископских титулов менялось. В РПЦ, нет и не было митрополичьих округов, только Патриарх по своим властным полномочиям отличается от прочих архиереев. Титулы: митрополит, архиепископ - являются исключит. почетными отличиями. А титул экзарха имеет у нас особое значение. Патриаршим Экзархом всея Украины именовался у нас до 1990 г. митрополит Киевский и Галицкий как первый епископ особой части Русской Церкви - Украинской Православной Церкви. Глава Белорусской Церкви имеет сан Патриаршего Экзарха Белоруссии. Правительственная иерархия пресвитерской и диаконской степени. В РПЦ - священники, протоиереи и протопресвитеры; в монашестве - иеромонахи, игумены и архимандриты. В диаконской степени - диакон, протодиакон и архидиакон. Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии. Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число. Карфаг. 48 (39) - запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола, кроме примаса. Халкид. 9 и 17 - этот запрет был отменен. В отличие от священных степеней (сообщ. Таинством священства - хиротонию,) степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо путем назначения, награждения, производства в степень законной церковной властью. От степеней правительственной церковной иерархии (носящ. постоянный характер), отличают церковные должности - имеют времен. характер, связанные с определен. властн. обязанностями. В отличие от степеней правительственной иерархии, на церковные должности ставят только путем назначения и производства, без хиротесии. Халкид. 2 – осужд. «симонию», проводится различение между степенями священной и правительственной иерархии, с одной стороны, и церковными должностями - с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: