Церковнослужители - низшие клирики. Их степени устанавливаются самой Церковью (она может вводить новые и упразднять). На свои должности церковнослужители назначаются, в степени - поставляются чином хиротесии - руковозложения, которое совершается вне алтаря, в храме. Право поставлять младших клириков принадлежит епископу, а в монастырях хиротесию могут совершать настоятели - архимандриты и игумены (14-е VII Вселенского). Степени церковнослужителей. Степени низших клириков введены в жизнь Церкви исторически, с самого начала - не существовали. В Апостольский век были лица, исполняющие их обязанности (миряне, служившие привратниками храма, блюстителями порядка за богослужением, чтецами, и действовали под началом диаконов). Число должностей со временем увеличивалось, постепенно - стали низшей правительственной иерархией Церкви. Из мирян - в клирики. В латинских Церквах - быстрее, чем в греческих. На Востоке иподиаконат в III веке получил большое распространение. (Слово "иподиакон" впервые на Востоке встречается у Евсевия в "Церковной истории" (ок. 325 г.) + об анагно-стах (чтецах) и экзорцистах (заклинателях). Их степени упоминаются в Апостольских правилах, в канонах Антиохийского и Лаодикийского Соборов. Аколуф ("спутник", "служитель своего господина в пути") - в 1-е два века не представлял состояния или чина. Позже стали назначаться в помощь иподиаконам. Первоначально помогали принимать жертвенные дары - хлеб и вино, наблюдали за чистотою священных сосудов, исполняли обязанности алтарников. Экзорцисты, или заклинатели - обладали особой харизмой - даром заклинания злых духов, не зависимо от степени. В эпоху гонений (I - начало IV вв). этот дар был распространен среди христиан. С вхождением заклинаний в чин Крещения необходимость в степени отпала. Лекторы (чтецы (греч. анагност)) - появление чина связано с чтением Св.Писания за богослужением. В первые века - все читали, потом - самые искусные, подчинены диаконам и вошли в состав низшего клира. В кон.II в. - становится должностным лицом. На Западе: Низшая из существующих - остиарии, привратники. В 1-е три столетия - не было особой степени, обязанности возлагались на мирян, а затем - на иподиаконов (субдиаконов). На Западе в IV столетии остиариат приобретает значение клирикальной степени, уста новлен порядок посвящения. Аколуфы, экзорцисты, лекторы и остиарии есть и ныне, но не исполняют тех обязанностей, которые связаны с ними в древности. При совершении богослужения - прислуживают миряне, особенно часто мальчики. Традиционная католическая доктрина всем церковнослужительским степеням усваивает апостольское происхождение (как производным от диаконской). В Православной Ц-ви -не считаются богоучрежденным институтом. Остались - иподиаконы и чтецы; по-ставление в обе совершается в день диаконской хиротонии. В Сербской Церкви - вообще нет клириков. Чин певца - на Западе не вошел в иерархию клириков; на Востоке - некоторое время певцы посвящались и причислялись к клирикам. Пение апостольского века - всенародное. Позже - особые певцы. Отделение певцов от чтецов -15-е, 23-е, 24-е Лаод. и только на Востоке. II в., в эпоху гонений, на Западе - т.н. фоссоры, или копиаты, "труждающиеся" (гробокопатели) - гл. обязанность - забота о правильно устроенном погребении и охране мощей. Составляли особую коллегию. На Востоке - только в IV в. Вероятно, лишь руководители коллегий копиатов поставлялись через хиротесию. В более позднюю иерархию клириков эта степень не вошла. Еще в древней Церкви - эксцепторы. Обязанность - составление стенографических мученических актов. Герменевты - и миряне, и клирики, и особенно часто - чтецы -переводили Св. Писание и поучения предстоятеля во время богослужения там, где общины были смешанными греко-латинскими по языку или в их состав входили люди, державшиеся местных языков. Вдовы, диаконисы, пресвитериссы, - женщины, не младше 40 лет. Это было всего лишь благословением на исполнение церковного служения.
|
|
|
|