double arrow

Церковнослужители, правила, их касающиеся. Чины церковнослужителей


Церковнослужители - низшие клирики. Их степени ус­танавливаются самой Церковью (она может вводить новые и упразднять). На свои должности церковнослужители назначаются, в степени - поставляются чином хироте­сии - руковозложения, которое совершается вне алтаря, в храме. Право поставлять младших клириков принадлежит епископу, а в монастырях хиротесию могут совершать настоятели - архимандриты и игумены (14-е VII Вселенского). Степени церковно­служителей.Степени низших клириков введены в жизнь Церкви исторически, с само­го начала - не существовали. В Апостольский век были лица, исполняющие их обязан­ности (миряне, служившие привратниками храма, блюстителями порядка за богослу­жением, чтецами, и действовали под началом диаконов). Число должностей со време­нем увеличивалось, постепенно - стали низшей правительственной иерархией Церкви. Из мирян - в клирики. В латинских Церквах - быстрее, чем в греческих. На Востоке иподиаконат в III веке получил большое распространение. (Слово "иподиакон"впер­вые на Востоке встречается у Евсевия в "Церковной истории" (ок. 325 г.) + об анагно-стах (чтецах) и экзорцистах (заклинателях). Их степени упоминаются в Апостольских правилах, в канонах Антиохийского и Лаодикийского Соборов. Аколуф("спутник", "служитель своего господина в пути") - в 1-е два века не представлял состояния или чина. Позже стали назначаться в помощь иподиаконам. Первоначально помогали при­нимать жертвенные дары - хлеб и вино, наблюдали за чистотою священных сосудов, исполняли обязанности алтарников. Экзорцисты,или заклинатели- обладали осо­бой харизмой - даром заклинания злых духов, не зависимо от степени. В эпоху гоне­ний (I - начало IV вв). этот дар был распространен среди христиан. С вхождением за­клинаний в чин Крещения необходимость в степени отпала. Лекторы(чтецы (греч. анагност)) - появление чина связано с чтением Св.Писания за богослужением. В пер­вые века - все читали, потом - самые искусные, подчинены диаконам и вошли в со­став низшего клира. В кон.II в. - становится должностным лицом. На Западе:Низшая из существующих - остиарии, привратники.В 1-е три столетия - не было особой степени, обязанности возлагались на мирян, а затем - на иподиаконов (субдиаконов). На Западе в IV столетии остиариат приобретает значение клирикальной степени, уста новлен порядок посвящения. Аколуфы, экзорцисты, лекторыи остиарииесть и ныне, но не исполняют тех обязанностей, которые связаны с ними в древности. При совершении богослужения - прислуживают миряне, особенно часто мальчики. Тради­ционная католическая доктрина всем церковнослужительским степеням усваивает апостольское происхождение (как производным от диаконской). В Православной Ц-ви -не считаются богоучрежденным институтом. Остались - иподиаконыи чтецы;по-ставление в обе совершается в день диаконской хиротонии. В Сербской Церкви - во­обще нет клириков. Чин певца- на Западе не вошел в иерархию клириков; на Восто­ке - некоторое время певцы посвящались и причислялись к клирикам. Пение апо­стольского века - всенародное. Позже - особые певцы. Отделение певцов от чтецов -15-е, 23-е, 24-е Лаод. и только на Востоке. II в., в эпоху гонений, на Западе - т.н. фоссоры,или копиаты,"труждающиеся" (гробокопатели) - гл. обязанность - забота о правильно устроенном погребении и охране мощей. Составляли особую коллегию. На Востоке - только в IV в. Вероятно, лишь руководители коллегий копиатов поставля­лись через хиротесию. В более позднюю иерархию клириков эта степень не вошла. Еще в древней Церкви - эксцепторы.Обязанность - составление стенографических мученических актов. Герменевты- и миряне, и клирики, и особенно часто - чтецы -переводили Св. Писание и поучения предстоятеля во время богослужения там, где об­щины были смешанными греко-латинскими по языку или в их состав входили люди, державшиеся местных языков. Вдовы, диаконисы, пресвитериссы, - женщины, не младше 40 лет. Это было всего лишь благословением на исполнение церковного слу­жения.












Сейчас читают про: