Вселенская Церковь - поместные Церкви (епископии (епархии) - приходы). Другое: автономные церкви, экзархаты, митрополичьи округа, Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом. Территориально поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами (напр, косвенно - 38-е Трулл.: "Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен, будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел"). Исключения: 1) метохи (подворья) - представительство в другой стране, напр.монастырь, в котором находится апокрисарий. 2) право Патриаршей ставропигии ("ставропигия" - «крест» и «водружать»). Водружение креста епископом при основании церкви или монастыря является символом их канонической зависимости от него даже вне пределов епархии. 3) В византийскую эпоху -КПльские Патриархи подчиняли своей юрисдикции целые епископии, находящиеся в пределах митрополичьих областей - т.н. автокефальные (т.е. независимые от местного митрополита) архиепископии, Диаспора. Это наиболее серьезное отступление от территориального начала в разграничении церковной юрисдикции. В странах, где православные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и епархии разных Церквей (напр. Америка, Зап.Европа). Причины: исторические и т.д. Древняя церковная норма: Церковь, обратившая в христианство нехристианский народ или возвратившая в Православие еретическую или раскольничью общину на территории, не входящей в состав ни одной поместной Церкви, становится для новооснованной Церкви Церковью-Матерью, кириархальной Церковью (напр. Русская зависела от КПля), Территория православной диаспоры поэтому может находиться в юрисдикции разных по местных Церквей, и вопрос о размежевании юрисдикции остается сложным, вызывает разногласия и споры. При разрешении подобных споров между автокефальными, независимыми друг от друга Церквами, следует учитывать: в 132 (118)-м правиле Карфаг. Собора: 1) территориальная близость, 2) воля самого церковного народа. При территориальном размежевании диаспоры определенное значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры. Поэтому КПльский Собор 1872 г. осудил этнофилетизм как посягательство на канонический церковный строй.