Устройство вселенской Церкви. Ныне существующие поместные церкви. Диптихи

Вселенская Цер­ковь - поместные Церкви (епископии (епархии) - приходы). Другое: автономные церкви, экзархаты, митрополичьи округа, Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных ус­ловиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной тер­ритории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом. Территориально поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными гра­ницами (напр, косвенно - 38-е Трулл.: "Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен, будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел"). Исключения: 1) метохи (подворья) - представи­тельство в другой стране, напр.монастырь, в котором находится апокрисарий. 2) право Патриаршей ставропигии ("ставропигия" - «крест» и «водружать»). Водружение кре­ста епископом при основании церкви или монастыря является символом их канониче­ской зависимости от него даже вне пределов епархии. 3) В византийскую эпоху -КПльские Патриархи подчиняли своей юрисдикции целые епископии, находящиеся в пределах митрополичьих областей - т.н. автокефальные (т.е. независимые от местного митрополита) архиепископии, Диаспора. Это наиболее серьезное отступление от территориального начала в разграничении церковной юрисдикции. В странах, где пра­вославные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и епархии разных Церквей (напр. Америка, Зап.Европа). Причины: исторические и т.д. Древняя церков­ная норма: Церковь, обратившая в христианство нехристианский народ или возвра­тившая в Православие еретическую или раскольничью общину на территории, не вхо­дящей в состав ни одной поместной Церкви, становится для новооснованной Церкви Церковью-Матерью, кириархальной Церковью (напр. Русская зависела от КПля), Тер­ритория православной диаспоры поэтому может находиться в юрисдикции разных по местных Церквей, и вопрос о размежевании юрисдикции остается сложным, вызывает разногласия и споры. При разрешении подобных споров между автокефальными, не­зависимыми друг от друга Церквами, следует учитывать: в 132 (118)-м правиле Карфаг. Собора: 1) территориальная близость, 2) воля самого церковного народа. При территориальном размежевании диаспоры определенное значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры. Поэтому КПльский Собор 1872 г. осудил этнофилетизм как посягательство на канонический церковный строй. Сейчас в диптихах (перечень церквей по рангу чести (Халкид. 28):3 авто­номных Церкви: 1) древняя Синайская; 2) Финляндская; 3) РЦ в Японии. Самой ранней в истории формой объединения неск. епископий в одну поместную Церковь были Церкви отд. провинций Римской империи:Вифиния, Ликия, Египет, Понт. Епископы главных городов этих провинций именуются в 34 ап. правиле «первыми епископами». В эпоху гонений христианство распространялось по провинциям из их центров, где общины часто были устроены самими апостолами или ап. мужами (Церкви Антиохи, Рима, Ко­ринфа, Ефеса и др.). Христ. общины, обязанные своим рождением епископам и пропо­ведникам из апост. Церквей провинц. столиц - митрополий (греч. - «город-мать»), чтили эти Церкви как своих матерей, признавали их авторитет и в известном смысле и юрисдикцию их предстоятелей. Так складывались первые Пом. Церкви. Новый этап - сер. 4 в. В 6 каноне Сардикийского Собора впервые упоминается сан экзарха (раньше - только в отношении лиц, облеченных гражд. властью). Процесс церк. цен­трализации был направлен на то, чтобы привести церк. организацию в соответствие с тем новым администр. делением, кот. сложилось в 4 в. При Конст. Великом империя была разделена на 4 префектуры, которые затем были разделены на диоцезы, во гла­ве которых стояли назначаемые императорами и подчиненные префектам викарии. Как деление империи на провинции послужило основанием для образования митропо­личьих областей, так введение диоцезальной организации привело к объединению ми­трополий в более крупные церковные области, первые епископы которых наз. «экзар­хами» или «архиепископами». Ко времени Халкидонского Собора окончательно сложился диптих первых епископов Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский (в таком порядке перечислены в 36 правиле Трулльского Собора). В церковных источниках слово «Патриарх» по от­ношению к епископам употребляется с кон. 4 в., первоначально без однозначного фиксированного значения. «Конституция Зенона» - первый офиц. документ, в кот. это слово обозначало иерархический титул. Др. Церкви: помимо Кипрской, исконно ав­токефальной, учрежденной при имп. Юстиниане, с конца I тыс. образуются новые автокеф. Церкви. Главы их удостаиваются Патриаршего сана (Болгарская Церковь -927 г., Сербская- нач. 13 в., Русская - 1448г., Румынская - 1865, Грузинская). Диптих РПЦ: КПская ц-вь (~2 млн.), Александрийск. ц-вь (0,08 млн.), Антиох. ц-вь (1,37 млн.), Иерусал. ц-вь (0,130 млн.), Русская ц-вь (50-100 млн.), Грузинск. ц-вь (?), Сербск. ц-вь (8 млн.), Румынск. ц-вь (16 млн.), Болгарск. ц-вь (~6 млн.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: