Вселенская Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей. Значение термина "автокефалия" менялось. В Византии это: архиепископии, не зависимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. В греческой канонической и церковно-исторической литературе до сих пор различают статус: 1) 4-х древних Патриархатов, 2) новых автокефальных Церквей, самостоятельных, но не стоящих в одном ряду с первыми. Автокефалия и право ее получения - спорный и больной вопрос. Каноническая аксиома - никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам (юридический принцип). Поэтому основать новую автокефальную Церковь может либо епископат Вселенской Церкви, либо епископат Церкви автокефальной. Власть епископата преемственна от апостольской. Ошибочное мнение: автокефальными могут быть лишь Церкви, основанные самими апостолами (напр, папа Лев Великий оспаривал автокефалию КПля, Антиохийский Патриархат отказывал в автокефалии Грузии и т.п.). Но - многие из Церквей несомненно апостольского происхождения автокефалии никогда не имели (например. Коринф, Фесса-лоники), и существуют Церкви, самостоятельность которых общепризнана, хотя они и не апостольского происхождения. Получение или утрата автокефалии - исторический процесс. Вселенский епископат (преемник апостолов) имеет бесспорное право суверенно решать вопросы об учреждении и упразднении автокефалии, о границах между поместными Церквами. Вопросы об автокефалии решались на Всел.Соборах (напр. Халкидонский подтвердил автокефалию КПля и т.д.), Сегодня: вопрос о новой автокефалии или упразднении старой решается епископатом (как полного, так и малого собора) поместных Церквей в пределах своей Церкви. Законный фактор учреждения новой автокефалии - воля кириархальной Церкви. Другие примеры: не по порядку, но автокефалии потом были признаны: 1) автокефалия провозглашалась органом гос.власти или местным епископатом, вышедшим из подчинения (напр. Эллад-ский епископат провозгласил автокефалию в 1833 г., а дарована она была только в 1850 и т.д.). Уврачевания - позднейшее дарование автокефалии. 2) если власть кириархальной Церкви уклонится в ересь или раскол, то по 15-му Двукратного можно создать автокефалию, отделяющую противные стороны (напр. РЦ после Флорентийского Собора утвердила в 1448 г. свою независимость от КПля). Незаконные автокефалии в ХХв.: КПль даровал автокефалию Польской Церкви и автономию - Церквам Эстонии и Финляндии (т.к. власть поместного епископата распространяется лишь на пределы поместной Церкви). Сущность автокефалии - имеет самостоятельный источник власти. Ее глава поставляется своими архиереями. Самостоятельность - ограниченного характера, проявляется только относительно других поместных Церквей. В области богослужения - обязательное соответствие единому догматическому учению и стремление к единообразию. Но автокефальная Церковь сама приготовляет миро, канонизирует своих святых, составляет новые чинопоследования и песнопения. Полная самостоятельность в области административной и судебной деятельности. Все автокефальные Церкви равноправны. Православие отвергает не только Римскую доктрину о наместничестве Христа и непогрешимости римского епископа, но и притязания КПльских Патриархов на особые права во Вселенской Церкви.
|
|
|
|