Церковная автокефалия. Условия дарования автокефалии

Вселенская Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей. Значение термина "автокефалия" менялось. В Византии это: архиепископии, не зависимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. В греческой канонической и церковно-исторической литера­туре до сих пор различают статус: 1) 4-х древних Патриархатов, 2) новых автокефаль­ных Церквей, самостоятельных, но не стоящих в одном ряду с первыми. Автокефалия и право ее получения - спорный и больной вопрос. Каноническая аксиома - никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам (юридический принцип). Поэтому ос­новать новую автокефальную Церковь может либо епископат Вселенской Церкви, либо епископат Церкви автокефальной. Власть епископата преемственна от апостольской. Ошибочное мнение: автокефальными могут быть лишь Церкви, основанные самими апостола­ми (напр, папа Лев Великий оспаривал автокефалию КПля, Антиохийский Патриархат отказывал в автокефалии Грузии и т.п.). Но - многие из Церквей несомненно апо­стольского происхождения автокефалии никогда не имели (например. Коринф, Фесса-лоники), и существуют Церкви, самостоятельность которых общепризнана, хотя они и не апостольского происхождения. Получение или утрата автокефалии - исторический процесс. Вселенский епископат (преемник апостолов) имеет бесспорное право суве­ренно решать вопросы об учреждении и упразднении автокефалии, о границах между поместными Церквами. Вопросы об автокефалии решались на Всел.Соборах (напр. Халкидонский подтвердил автокефалию КПля и т.д.), Сегодня: вопрос о новой авто­кефалии или упразднении старой решается епископатом (как полного, так и малого собора) поместных Церквей в пределах своей Церкви. Законный фактор учрежде­ния новой автокефалии - воля кириархальной Церкви. Другие примеры: не по порядку, но автокефалии потом были признаны: 1) автокефалия провозглашалась ор­ганом гос.власти или местным епископатом, вышедшим из подчинения (напр. Эллад-ский епископат провозгласил автокефалию в 1833 г., а дарована она была только в 1850 и т.д.). Уврачевания - позднейшее дарование автокефалии. 2) если власть кири­архальной Церкви уклонится в ересь или раскол, то по 15-му Двукратного можно соз­дать автокефалию, отделяющую противные стороны (напр. РЦ после Флорентийского Собора утвердила в 1448 г. свою независимость от КПля). Незаконные автокефалии в ХХв.: КПль даровал автокефалию Польской Церкви и автономию - Церквам Эстонии и Финляндии (т.к. власть поместного епископата распространяется лишь на пределы поместной Церкви). Сущность автокефалии - имеет самостоятельный источник власти. Ее глава поставляется своими архиереями. Самостоятельность - ограниченно­го характера, проявляется только относительно других поместных Церквей. В области богослужения - обязательное соответствие единому догматическому учению и стрем­ление к единообразию. Но автокефальная Церковь сама приготовляет миро, канонизи­рует своих святых, составляет новые чинопоследования и песнопения. Полная само­стоятельность в области административной и судебной деятельности. Все автоке­фальные Церкви равноправны. Православие отвергает не только Римскую доктри­ну о наместничестве Христа и непогрешимости римского епископа, но и притязания КПльских Патриархов на особые права во Вселенской Церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: