Эффективность правовых норм – соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты, иными словами соотношение между представленной целью, нормой права и достигнутым результатом.
Эффективность юридических норм - это результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие ''эффективность'' означает положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться условия жизни общества - тогда воздействие положительно.
· Оценивать положительность нормы нужно с помощью категории ''цель'' - достигнута ли цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом.
· Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками.
· Нужно соотносить результат с издержками.
В процессе реализации правовых актов нередко возникают последствия, которые далеко не всегда можно предвидеть. Примером может служить указ Президиума Верховного совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Ставя цель, руководство страны не задумалось о результатах, последствиях (издержках) его действия.
Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер жизни, а достижение гарантированности прав и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия юридической нормы - гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни.
Эффективность зависит от целого ряда факторов:
· Правильности отражения юридической нормой закономерностей развития общественной жизни.
· Уровня правосознания и правовой культуры людей.
· Информированности субъектов общественных правоотношений о действующих нормах
· Уровня правовой законности и правопорядка и т.д.
· Зависят от социальной ценности
· Зависят от профессионализма правоприменителя.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования.
1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учётом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования.
2. Совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твёрдые рамки законности, то правоприменение учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придаёт гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права.
3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования. На процесс укрепления законности и правопорядка.
Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности.