Религия. Традиция - всеобщий поток исторической мысли, который не только воплотился в сакральных учениях человечества

Традиция - всеобщий поток исторической мысли, который не только воплотился в сакральных учениях человечества, но и вообще сформировал человеческое сознание от начала до конца, вплоть до того, что сам человек в традиционных цивилизациях считался «воплощением метафизики» или «земным отражением абсолюта».

Традиционный человек за всякой вещью видит невидимую метафизическую сущность.

Человеческий язык - чистое выражение принципа метафизики, так как здесь идея названия предмета (то есть, нечто выходящее за предел тавтологического равенства этого предмета самому себе) есть реализация изъятия предмета из потока изменения, «увековечивание» его сущности, независимо от наличия или отсутствия его самого.

Метафизика, таким образом воплощается в Традиции, понимаемой в широком смысле. Человек и его сознание исторически являются частью Традиции, элементом метафизической доктрины.

Сущность традиционного, метафизического человеческого сознания ориентируется на преодоление человеческой ограниченности.

«Махабхарата»: Бог смерти Яма (Йима), в образе ракшаса явился своему сыну Юдхистхире, старшему из Пандавов.

Спрашивает: «Каково самое большое чудо у людей?»

- Ответ: «Самое большое чудо в том, что люди, каждый день видя вокруг себя смерть, продолжают жить так, как если бы они были бессмертны».

1. Отчуждение:

Пропорции между внутренним и внешним, подлинным и иллюзорным перевернуты.

«Майя» - особая универсальная космическая сила, набрасывающая на реальность искажающее покрывало.

Три возможности:

1. Индивидуум полностью отказывается от попыток изменения своего внутреннего качество и добровольно становится объектом смутных страстей, психических порывов и потока собственного децентрированного сознания. Этот уровень можно назвать «профаническим», и, несмотря на кажущуюся естественность такого выбора до самых последних веков он оставался довольно редким исключением в сравнении с иными ориентациями.

2. Является экзотерической и предполагает, что индивидуум в своем существовании руководствуется некоторыми внешними этическими, рациональными и социальными нормами, которые он приемлет, как и его базовые экзистенциальные и онтологические параметры, но его существование приобретает определенную центрированность и осмысленность; при этом полюс, к которому стремится человек, всегда остается внешним по отношению к нему. Это, собственно, и называется внешней стороной традиции, призванной вовлечь людей в духовное, особым образом организованное существование, но не в качестве полноценных и сознательных субъектов, а в качестве полусознательных субъектов, чье совершенное духовное пробуждение заведомо откладывается на неопределенно долгий срок.

3. Третья перспектива есть собственно инициация, посвящение. Это процесс, который радикальным и мгновенным образом меняет сам статус индивидуального существа, выводит его из-под гнета отчужденной фатальной обусловленности, возводит к радикально иному состоянию, несопоставимому с пребыванием в падшем мире. Он требует от человека невероятных усилий, направленных против потока рока, в который тот погружается вместе с рождением, против всего «естественного» хода событий, против самой фундаментальной логики внешнего и внутреннего миров. Отчасти отвергается в инициации и сам внешний «закон», экзотеризм, так как он изначально ориентирован на нерадикальность, «эволюционность», постепенность улучшения бытийного качества. Хотя для хаотических и духовно ущербных индивидуумов сам религиозный закон может быть спасительным и позитивным, начиная с некоторого момента, и сам он становится преградой исключительных существ, ограничением на их пути к центру космоса и за пределы его.

Инициация - посвящение, это особое сакральное и таинственное действие, которое дает посвященному возможность выйти за рамки временной и пространственной обусловленности, ограничивающей историческое человечество.

Инициация - установление начальной связи с инициатической организацией.

Временное и изменчивое для того, чтобы совпасть с вечным и неизменчивым, должно не просто максимально развить полноту своих возможностей, но и сущностно преодолеть самого себя, выйти за свой предел, перестать быть самим собой.

В традиционных цивилизациях знание стояло в центре общественной жизни.

Риск (для знания) - быть искаженным или неправильно понятым. Чтобы этого избежать - в мире Традиции - особая сфера охраны чистоты знания - сфера инициации.

Инициация - этимологически означает «вхождение внутрь» или «приступание к чему-то», то есть «ступание вплотную к…».

Инициация - это эффективное и действительное прикосновение к стихии священного знания, подлинность которого охраняется особой цепью посвященных, то есть в свою очередь, прошедших инициацию.

Знание - а) доступную и необходимую всем

б) закрытую, тайную

Инициация является предпосылкой для реализации знания. Необходимо личное, волевое усилие человека для реализации знания.

Инициатическое знание - это необходимая сторона знания, тогда как экзотерическое знание - его возможная сторона.

«Инициация» с греческого - реализация, завершение, смерть. Сущность истинного познания - заключается в смерти объекта, «ветхого человека» и в последующем «втором рождении».

Евангелие: «Истинно, истинно, говорю вам: тот, кто не родится свыше, не сможет войти в царствие небесное». Каждая инициация начинается с «ритуальной смерти» посвященного, со «смерти инициатической». Но не столько смерть живого, сколько осознание смерти мертвого, утрата иллюзии ложной жизни.

Заканчивается инициация - «рождение свыше», то есть рождение посвященного и становлением хранителем подлинности самой инициации.

Первым шагом инициации является именно инициатическая смерть, умерщвление «ветхого человека», травматический отказ от той реальности, на которой основывается индивидуальная, социальная и природная действительность. Такая инициатическая смерть сопоставима с безумием, с потерей рассудка.

Далее следует «новое рождение», «второе рождение» или «рождение сверху». Это означает, что на месте «умершего инициатической смертью» человека водворяется новая сущность, «новый человек», что сопровождается также обретением нового инициатического имени, соответствующего внутреннему качеству той сущности, которая проявилась в посвященном. «Новизна» этого существа заключается в том, что оно принадлежит качественно иному, высшему уровню реальности, и соответственно, обладает несопоставимо большими возможностями, нежели «ветхий человек». «Новое рождение» является первым этапом инициации и составляет то, что традиции называет «малыми мистериями».

Существа могут потерять инициацию - колесо закона (дхарма) слетает со своей оси и все рассыпается, как карточный домик.

«Смертью на смерть наступил» - православная формула.

Отшельники, святые → аскеты → умерщвление плотной формы.

1. Уровень инициации - переход в мир тонких форм через инициатическую смерть в центре телесного мира, на полюсе: сердце в человеке, северный полюс на планете, солнце в небе, полярная звезда в небе ночи.

2. Уровень инициации - в индуизме «деваяна» или «путь богов», заключается в переходе из мира тонких форм (Бхувас) в мир сверхформального интеллекта (Свар).

Инициация стоит за всеми духовными сакральными (и в частности, религиозными) формами, за всеми традиции как их тайная сущность, как их высший смысл. Но будучи исключительной возможностью, инициация предназначается только для избранных, для исключений, и поэтому она является достоянием «эзотерических организаций», не внешних, не внутренних по отношению ко всеобщим сакральным или религиозным институтам.

Инициация направлена всегда против хода истории, вспять, так как даже в I фазе она ориентирована на возвращение посвященного к самой начальной «точке» всего человеческого цикла, в «Земной Рай». Два этапа полноценной инициации можно соотнести с миром психическим, миром души - Малые мистерии, и с миром пневматическим, с миром духа - Великие мистерии. I фаза соответствует полноте человеческого архетипа, взятого в его тотальном, сакральном измерении, то II фаза выходит далеко за пределы всего человеческого и протекает уже в сфере Божественного.


Приложение № 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: