Понятийный аппарат

Правонарушение представляет собой антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.

Правонарушение характеризуют следующие признаки:

· деяние (действие или бездействие);

· противоправность деяния;

· виновность деяния (умысел или неосторожность);

· дееспособность субъекта противоправного деяния.

По степени социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки:

Преступления - это общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством. Общественная опасность преступлений состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, основным правам и свободам граждан.

Проступки - это противоправные деяния, не предусмотренные Уголовным кодексом. В зависимости от того, в какой области общественной жизни они совершены, противоправные проступки подразделяются на: административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Административное правонарушение (проступок) — это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права или свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ) предусмотрена административная ответственность.

Дисциплинарные проступки это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовые правонарушения состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

Юридическая ответственность выражается в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение. Отличительным признаком юридической ответственности является государственное принуждение нарушителя к добросовестному исполнению требований норм права.

Виды юридической ответственности:

· уголовная;

· административная;

· дисциплинарная;

· гражданско-правовая.

Основными видами ответственности несовершеннолетних [42] являются: уголовная – с 16 лет (за тяжкие преступления – с 14 лет); административная – с 16 лет (за малолетних отвечают родители); д исциплинарная – с 16 лет; гражданско-правовая – частично с 14 лет (полностью с 18 лет).

Отклоняющееся поведение это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Это - взаимодействие подростка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета этой средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам.

Наиболее характерными элементами отклоняющегося поведения подростков являются поступки, связанные с:

· невыполнением своих основных социальных обязанностей;

· нарушением нравственных норм;

· нарушением норм права, в том числе уголовного законодательства (криминальное поведение).

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) – это отклонение от нормы поведения и развития. Это поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам [43].

Патологические варианты девиантного поведения – суицид (одна из форм аутоагрессивного поведения), различные формы наркотизма, а также сексуальные девиации.

Понятие делинквентное поведение (от лат. delinguens – совершающий поступок) определяет – противоправные, противозаконные и преступные поступки, влекущие за собой административную или уголовную ответственность: кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование и т.п.

В зарубежных классификациях это понятие также применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Аддиктивное поведение – это употребление различных одурманивающих веществ (включая алкоголь и курение табака), изменяющих психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость. Это еще не болезнь, а нарушение поведения.

Аутоагрессивное поведение – это поступки, направленные на самого себя и связанные с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами. Наиболее опасными из этих поступков – являются попытки суицида.

Асоциальное поведение трудных подростков выражается в неправильном отношении ребенка к школе, учителям, в отрицательных интересах, в устойчивом влечении к неорганизованному досугу, к ярким впечатлениям улицы, к азарту, зрелищам и стремлении удовлетворить их любыми средствами, не подчиняясь школьному режиму и общим правилам, с демонстративным нарушением их, в склонности дезорганизовать общую работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ввел еще несколько понятий в рассматриваемой сфере:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: