double arrow

Социальные стандарты субъектов РФ и муниципальных образований

Систему социальных стандартов, норм и механизмов рас­смотрим на примере Республики Татарстан.

Социальный стандарт представляет собой совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреж­дений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, — выражаемых в социальных нормах и нормативах.

Социальный стандарт на минимальном уровне означает со­вокупность социальных потребностей населения, а также по­требностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.

Социальные нормы и нормативы представляют собой единые или групповые для однородных территорий субъекта РФ параметры социаль­ных потребностей, таких, как обеспеченность продуктами питании, това­рами первой необходимости, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание инфраструктуры, в том числе социальной, финанси­руемой из бюджета.

Система социальных стандартов, норм и механизмов формиро­вания бюджетов субъектов РФ включает:

• социальные стандарты и натуральные нормы обеспечен­ности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, а также обеспеченности инфраструктуры, финансируемой из бюджета, в том числе социальной, необходимыми ресурсами;

• алгоритмы и технологии формирования социальных фи­нансовых норм;

• состав, механизмы сбора и поддержки в актуальном со­стоянии данных о характеристиках социальной инфра­структуры субъекта РФ;

• состав, алгоритмы и технологии формирования стоимо­стной величины прожиточного минимума и минималь­ного потребительского бюджета;

• алгоритмы и технологии формирования бюджетной по­требности на планируемый год субъектов РФ;

• методика бюджетного регулирования.

Система социальных стандартов используется:

• в качестве нормативной базы и инструмента для расчета бюджетной потребности региона;

• для оценки фактического исполнения бюджетов регионов;

• в качестве нормативной базы для системы адресной со­циальной защиты потребителей товаров и услуг при уходе от дотирования отраслей и видов деятельности;

• для оценки качества жизни населения и условий для его роста.

Социальные стандарты и натуральные нормы обеспеченно­сти населения услугами при пользовании социальной инфра­структурой, обеспеченности социальной инфраструктуры ресур­сами, достаточными для ее функционирования, представлены натуральными нормами в разрезе статей затрат экономической классификации расходов бюджетов РФ. Кроме того, в состав норм по конкретным отраслям включены натуральные нормы, специфичные для тех или иных отраслей. Они дифференциро­ваны по типам или видам учреждений отраслей. Классификация учреждений отраслей на типы и виды произведена по критерию общности норм. Натуральные нормы для каждой статьи расхода представлены тремя значениями для социальных стандартов: минимальный, средний, рациональный.

Финансовые нормы системы социальных стандартов форми­руются с использованием натуральных норм и цен, тарифов. В качестве основных единиц нормирования приняты: один рабо­тающий, один обслуживаемый, воспитанник, обучаемый, один метр квадратный площади, одно учреждение. В зависимости от специфики отрасли используются другие единицы нормирования: одно автотранспортное средство (для городского автотранспорта), один печатный лист (для средств массовой информации).

Для формирования финансовых норм в зависимости от пе­риода времени, на который они формируются, используются дефляторы цен, тарифов. Данные о ценах на товары формиру­ются в результате мониторинга цен на территориях региона. При формировании финансовых норм используются средние значения цен субъекта РФ.

В соответствии со структурой натуральных норм финансовые нормы формируются также для трех уровней бюджетной обеспе­ченности: минимального, среднего, рационального.

Одно из основных назначений социальных стандартов и норм — нормативная база для расчета бюджетной потребности на планируемый год.

Бюджетная потребность формируется для субъекта РФ в разрезе его территорий, отраслей, статей затрат бюджетной классификации.

В составе социальных стандартов разработан порядок сбора и поддержки в актуальном состоянии характеристик социальной инфраструктуры, осуществляемый в следующей последовательности:

• анализ предлагаемых социальных стандартов и натураль­ных норм, утверждаемых на уровне исполнительной вла­сти субъекта РФ;

• сбор характеристик о социальной инфраструктуре;

• формирование базы данных цен и тарифов на товары и услуги;

• анализ алгоритмов расчета финансовых норм и бюджет­ной потребности;

• расчет бюджетной потребности на трех уровнях бюджет­ной обеспеченности;

• формирование доходной части бюджета субъекта РФ;

• на основе согласования доходной части и бюджетной по­требности в разрезе уровней бюджетной обеспеченности формирование повышающих или понижающих коэффи­циентов и формирование бюджетной потребности, согла­сующейся с доходной частью бюджета;

• уточнение доходной части всех бюджетов, находящихся в ведении различных органов власти, расположенных на территории субъекта РФ.

Формирование расходной части бюджета с использованием стандартов и норм является основой для применения методики бюджетного регулирования, в основе которой стимулирование территорий к достижению самофинансирования, росту собирае­мости налогов.

Временные государственные минимальные социальные стан­дарты применяются при формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год. В зависимости от доходов бюджета области, принятых на оче­редной финансовый год, к финансовым нормативам областным законом о бюджете вводятся уточняющие коэффициенты.

Финансовые нормативы для расчета минимально необходи­мых расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований индексируются в соответствии с прогнозируемыми темпами инфляции и нормативными актами РФ.

Минимальный набор продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья че­ловека и обеспечения его жизнедеятельности, составляет потре­бительскую корзину. Стоимостная оценка потребительской кор­зины, а также обязательные платежи и сборы составляют про­житочный минимум.

Прожиточный минимум в целом по РФ используется в сле­дующих целях: для оценки уровня жизни населения при разра­ботке и реализации социальной политики и федеральных соци­альных программ; для 'обоснования устанавливаемых на феде­ральном уровне минимального размера оплаты труда и мини­мального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; для формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ применяется для:

• оценки уровня жизни населения соответствующего субъ­екта РФ при разработке и реализации региональных со­циальных программ;

• оказания необходимой государственной социальной по­мощи малоимущим гражданам;

• формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по России и в субъ­ектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием обще­российских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливае­мом Правительством РФ.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными и представительными органами субъектов РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных тра­диций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключе­ния экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Прави­тельством РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные то­вары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум, определяемый в целом по России, является основой для установления минимального размера опла­ты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других соци­альных выплат.

Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

Семья, среднедушевой доход которой ниже величины про­житочного минимума, установленного в соответствующем субъ­екте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

В 1997 и 1998 гг. в Республике Коми, Воронежской и Вол­гоградской областях проводились экспериментальные програм­мы по введению адресной социальной поддержки семей, сред­недушевой доход которых ниже прожиточного минимума, уста­новленного в этих субъектах РФ.

3. Государственный материальный резерв. Федеральные государственные нужды.

Государственный материальный резерв

Государственный материальный резерв — это особый федеральный запас материальных ценностей, включающий запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва, кроме мобилизационного резерва, обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва РФ. Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством РФ.

Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. Государственный резерв не подлежит приватизации.

Управление системой государственного резерва относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом.

Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год.

В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей — постоянно поддерживаемый объем их хранения. Номенклатура и объем материальных ценно­стей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государст­венного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством РФ.

Рассмотрим полномочия органов государственной власти субъектов РФ в отношении государственного резерва.

Органы государственной власти субъектов РФ:

• дают согласие на размещение на подведомственных им территориях организаций для хранения материальных ценностей государственного резерва;

• оказывают содействие в заключении договоров с распо­ложенными на подведомственных им территориях орга­низациями на поставку материальных ценностей в госу­дарственный резерв и их ответственное хранение;

• несут ответственность за создание мобилизационного ре­зерва в подведомственных им организациях;

• при введении в действие мобилизационного плана раз­решают организациям, которым они установили мобили­зационные задания, разбронирование материальных цен­ностей из мобилизационного резерва;

• в случае необходимости ставят вопрос о заимствовании или разбронировании материальных ценностей из государственного резерва, а также с предложениями о закладке материальных ценностей в государственный резерв.

Финансирование расходов на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей государственного резерва и других операций с ними, в том числе их за­имствования, освежения, разбронирования и замены.

Все средства, полученные организациями системы государст­венного резерва от реализации материальных ценностей госу­дарственного резерва, их заимствования и других операций с ними, а также другой хозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению и используются исключительно для формиро­вания государственного резерва и содержания системы государ­ственного резерва.

Финансирование расходов на накопление материальных ценностей в государственном резерве, возмещение убытков от их замены и проведение на основании решений Правительства РФ операций по их заимствованию, списание потерь от естест­венной убыли и уценки материальных ценностей государствен­ного резерва, возмещение затрат организаций, связанных с ответственным хранением и обслуживанием материальных ценно­стей государственного резерва, выделяется в федеральном бюд­жете отдельной статьей.

Финансирование расходов на капитальное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение организаций и других объектов системы государственного резерва, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также на содержание системы государственного резерва предусматри­вается в соответствующих разделах федерального бюджета от­дельной строкой. Порядок финансирования этих расходов опре­деляется Правительством РФ.

Государственным заказчиком на поставку материальных цен­ностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государст­венным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв являются федеральные органы исполнительной власти, имеющие мобили­зационные задания.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляю­щий управление государственным резервом,

• формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва;

• осуществляет отбор поставщиков материальных ценно­стей в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов;

• при заключении государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв опре­деляет конкретных получателей, рассматривает и согласо­вывает с поставщиками номенклатуру, объем, качество, цену и сроки поставки материальных ценностей в государственный резерв;

• заключает или поручает заключить подведомственным территориальным органам государственные контракты на по­ставку материальных ценностей в государственный резерв;

• обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ценности, поставляемые в государственный резерв в со­ответствии с государственным контрактом.

Поставщики, занимающие доминирующее положение на то­варном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв. В случае их отказа от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв государственный заказчик и его территориальные органы могут обратиться в арбитражный суд с иском о привлечении этих поставщиков к заключению государственных контрактов.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, на контрактной основе может передавать органам исполнительной власти субъектов РФ, а также организациям часть своих функций по размещению зака­зов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, а также по выпуску материальных ценностей из государственного резерва.

Перечень организаций, осуществляющих ответственное хра­нение материальных ценностей государственного резерва, но­менклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами. Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обеспечивают размещение, хранение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с этими заданиями своими силами и средствами.

Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, за­кладке, дислокации и фактических запасах государственного ре­зерва являются государственной тайной.

Поставки материальных ценностей в государственный резерв являются поставками продукции для федеральных государствен­ных нужд.

Материальные ценности государственного резерва в соответ­ствии с перечнем, определенным Правительством РФ, подлежат обязательному страхованию.

Федеральные органы исполнительной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправ­ления, которым установлены мобилизационные задания, выдают организациям разрешения на заимствование до 30% имеющихся запасов материальных ценностей мобилизационного резерва на срок до трех месяцев, если заимствование не произведено ранее и организации не имеют задолженности по возврату в мобили­зационный резерв материальных ценностей. Выпуск в обраще­ние материальных ценностей в порядке заимствования осущест­вляется на основе контрактов, заключенных соответствующим органом управления государственным резервом с получателями.

За заимствование материальных ценностей из государственного резерва устанавливается плата. Размер этой платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, исходя из стоимости заимствованных материальных ценностей и не может превышать разме­ра ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполни­тельной власти субъекта РФ, на который возложены функции ко­ординации работ по ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций. Расходы по выпуску материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматри­ваемых для этих целей в федеральном бюджете.

При возникновении диспропорций между спросом и пред­ложением на внутреннем рынке ресурсы государственного ре­зерва могут использоваться для стабилизации экономики и ока­зания регулирующего воздействия на рынок. При необходимо­сти Правительство РФ принимает решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установ­ленных объемов и норм за счет средств федерального бюджета.

При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку материальных ценно­стей в государственный резерв поставщик уплачивает штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте государ­ственного контракта.

За просрочку поставки, недопоставку материальных ценно­стей в государственный резерв поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных материальных, цен­ностей. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продук­ции в предыдущем периоде поставки. Кроме уплаты неустойки поставщик возмещает понесенные получателем убытки.

За несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей получатель уплачивает штраф в размере 100% стоимости невозвращенных материальных ценностей и пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.

За несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, и его территориальных органов об отгрузке материальных ценностей государственного резерва организация, осуществляющая ответственное хранение указанных ценностей, уплачивают штраф в размере 100% стоимости не отгруженных в срок материальных ценностей и пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.

За поставку в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта, изготовитель уплачивает штраф в размере 20% стоимости не соответствующих условиям государственного контракта материальных ценностей.

За необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва, хранящихся в пунктах ответственного хранения, организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, уплачивают штраф в размере 100% стоимости недостающих материальных ценностей государственного резерва, а также пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день до полного восстановления в государственном резерве недостающих материальных ценностей.

При установлении случаев оформления бестоварных операций по закладке материальных ценностей в государственный резерв организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 100% стоимости не заложенных в государственный резерв материальных ценностей, а также пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день с момента оформления операции до фактической закладки материальных ценностей в государственный резерв.

При невыборке из государственного резерва материальных ценностей в предусмотренный договором срок получатели возмещают затраты, связанные с их хранением сверх этого срока, а также убытки, вызванные снижением качества материальных ценностей за время просрочки их выборки, и расходы на уплату штрафов за неиспользование и простой транспортных средств, предоставленных для отгрузки материальных ценностей.

За отказ от приемки материальных ценностей в государст­венный резерв, а также от выдачи материальных ценностей из государственного резерва организации системы государствен­ного резерва уплачивают поставщику неустойку в размере 50% стоимости материальных ценностей, от приемки или отпуска которых заявлен необоснованный отказ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляю­щий управление государственным резервом, его территориаль­ные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва не уплачивают государственные по­шлины по искам, связанным с нарушением их прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: