Социальной работы в современном обществе

Тема 15. Уровни организации и основные направления

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗДЕЛ 6. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ФОРМЫ

Клиенты социальной работы, как вы знаете, весьма разнообразны. Среди них – как индивидуальные так и групповые, и в каждом из этих случаев существует своя определённая специфика. Она позволяет говорить о различных уровнях социальной работы. Выделение уровней в первую очередь продиктовано количественным критерием. В соответствии с ним выделяют обычно три уровня: индивидуальный, групповой и общесоциальный уровень социальной работы, что в какой-то степени отражает схему деления работы на микро- и макроуровне.

В то же время, количественный критерий, или степень общности клиента, не является единственным при выделении уровней социальной работы. Каждый из них своеобразен ещё по нескольким признакам. К ним относятся специфика деятельности, обусловленная выбором определённых методов. При выборе методов деятельности акцент делается на методы тех или иных наук и практик, и меняется от уровня к уровню.

Ещё одним критерием выделения уровней социальной работы является степень инкорпорированности субъектов социальной работы, – насколько они интегрированы в деятельность тех или иных учреждений, или, напротив самостоятельны и независимы. Кроме того, субъекты разных уровней социальной работы определённо обладают различной компетенцией в решении тех или иных социальных вопросов, обладают разными властными полномочиями. Дифференциация уровней социальной работы обусловлена также спецификой решаемых проблем. Не каждую из них можно решить, работая индивидуально с клиентом. В ряде случаев потребуется включение его в группу, члены которой нацелены на решение сходных проблем, или на выработку навыков, помогающих в их решении. Некоторые из них трудно решаемы или вовсе не решаемы и на индивидуальном и на групповом уровнях, и требуют действий уже на общесоциальном уровне.

Индивидуальный уровень социальной работы подразумевает работу с отдельными индивидами. Он требует от специалиста знания психологии, развитых коммуникативных навыков, умения понять эмоциональное состояние клиента. На индивидуальном уровне применимы методы наблюдения, консультирования, метод интервью, метод социальных биографий, «работа со случаем» («кейсуорк») и т.д. Индивидуальный уровень является наиболее распространённым и потому базовым уровнем социальной работы. Пожалуй, большинство специалистов имеют дело с индивидуальным клиентом, поскольку только так можно глубоко понять и оценить его ситуацию, диагностировать возникшие проблемы, подобрать к нему индивидуальный подход.

Каждый человек неповторим и уникален и потому индивидуальная социальная работа будет всегда востребована в обществе. В современном обществе, несмотря на процессы глобализации и информатизации, рост числа социальных связей, наблюдается феномен потери или ухудшения качества этих связей, возникает дефицит полноценного человеческого общения, и многие люди, на деле, оказываются достаточно обособлены и атомизированы в своём существовании. Такие индивиды в большей степени подходят индивидуальной социальной работе, по крайней мере, на начальном этапе, так как они, скорее всего, первоначально окажутся не готовы обсуждать свои личные проблемы с другими людьми.

Одним из способов анимировать непосредственные социальные связи своего подопечного являются приёмы групповой терапии, которые применяются на групповом уровне социальной работы. К данному уровню социальной работы относится работа групп помощи и самопомощи, создаваемых при социальных службах или при их поддержке. В них обычно входят индивиды, имеющие сходные проблемы. Более востребована и эффективна групповая социальная работа оказывается там, где необходимо взаимодействие как таковое, с целью развития ролевых и коммуникативных способностей клиента. Либо там, где индивид нуждается в наглядном примере успешного решения подобных проблем другим человеком, коллективном обсуждении своей индивидуальной ситуации и коллективном поиске решения. Или в тех случаях, где существует необходимость овладения им навыками поведения в группе и построения отношений в коллективе.

Наиболее аутентичными методами, которые могут применяться в групповой социальной работе, являются социально-психологический тренинг, проектная групповая работа, ролевые игры, психодрама, арттерапия и т.п. Тренинг и проектная групповая работа с модельными кейсами (случаями) может применяться тогда, когда необходимо развитие коммуникативных навыков, освоение новых схем поведения, преодоление внутреннего барьера, препятствующего общению, выработка конкретных приёмов и способов, позволяющих организовать коммуникативные каналы с разными индивидами, группами, институтами.

Ролевые игры (ролевой тренинг), психо- и социодрама в групповой социальной работе может применяться в тех случаях, когда индивид испытывает проблемы при освоении или исполнении социальных ролей, в случае ролевой несовместимости, ролевых конфликтах. Подобная групповая терапия может быть направлена на «присвоение» новых социальных ролей в специально смоделированных ситуациях, расширение и коррекцию ролевого репертуара.

В случае использования психодрамы объектом может стать сама жизненная ситуация и её динамика, а целями – не только овладение определёнными ролями в рамках данной ситуации, но и более глубокое проникновение в собственные переживания и мотивы своих поступков. Психодрама способствует обучению новым схемам поведения, обращаясь при этом к прошлому психическому опыту каждого индивида – участника группы – с целью раскрыть его внутриличностные переживания, скрытые влечения и страхи и, как следствие, помочь в поиске средств психоэмоционального контроля собственного поведения.

В качестве типичной ситуации, где индивиду трудно в одиночку преодолеть собственную проблему и необходимо групповое взаимодействие являются группы анонимных алкоголиков. Лица, прошедшие курс медицинской терапии и, возможно, получив также психотерапевтическую помощь, оказываются нередко один на один со старыми привычками и прежним социальным окружением, которое пытается вновь склонить его к употреблению алкоголя. В этом случае человеку нужна помощь со стороны общества, и она может и должна прийти со стороны социальных служб или общественных организаций, которые располагают ресурсами для оказания нужной поддержки.

Ему легче будет противостоять своей зависимости, если у него будет перед глазами живой пример людей, имеющих такую же проблему, и также ищущих пути её решения. При групповой работе срабатывают несколько факторов. Во-первых, индивид видит и осознаёт, что он не одинок, и не он один сталкивается с подобными трудностями. Почувствовать себя в группе, ощутить близость с людьми, также ищущими пути избавления от той же самой проблемы, уже оказывает определённое влияние, создаёт необходимый креативный фон для всей работы.

Во-вторых, члены группы делятся собственным опытом в решении непростой проблемы, их позитивный пример вселяет в него надежду и мотивирует на последовательное достижение положительного результата, вселяет оптимизм и даёт новые силы для решения стоящей задачи. В-третьих, подобные группы обсуждают причины употребления алкоголя и способы, которые использует каждый из них для противостояния вредной привычке, – это помогает лучше осознать, какие собственные действия, состояния, ситуации в большей степени провоцируют употребление алкоголя, и какие из них, следовательно, необходимо избегать. Кроме того, подобные группы могут организовать непредметное взаимодействие или помощь индивиду в приобретении новых интересов, воспитании новых потребностей, которые сделали бы его жизнь наполненной, осмысленной и приносящей удовлетворение и удовольствие и без алкоголя.

Помимо проблем, которые встают в жизни перед индивидом или группой, есть и такие, которые затрагивают целые категории населения и социальные группы. Решение этих проблем требует принятия мер на уровне, который предполагает наличие определённой компетенции, властных полномочий, дающих право издания нормативных актов, перераспределения государственных ресурсов и т.д. Данный уровень социальной работы можно обозначить как общесоциальный. Выше мы уже обращались к нему, говоря о субъектах социальной работы. Общесоциальный уровень осуществляется органами управления социальной работой (управления социальной защиты населения, департаменты социальной политики и социального управления), должностными лицами, выступающими в качестве администраторов управленцев в социальной работе.

Их решения распространяются, как мы отметили, на определённую категорию или группу населения. Скажем, если в каком-либо городском или сельском районе ощущается нехватка социальных учреждений, в частности, центров социального обслуживания пожилых граждан, то районная администрация совместно с городской или областной администрацией могут принять решение о выделении средств на строительство дополнительного социального центра, обеспечение его необходимым оборудованием и соответствующим кадровым составом. В таком случае, эффект от принятого решения коснётся всех пожилых граждан – жителей данного района.

Другой пример: представим, что указанные центры на данной территории имеются в достаточном количестве, но их деятельность не согласована и неэффективна, вызывает нарекания потребителей социальных услуг. В таком случае органы местного самоуправления в лице управления социальной защиты населения могут поручить разработать проект районной целевой социальной программы с привлечением специалистов разных центров, учёных и преподавателей вузов, студентов и аспирантов. В этом случае все они окажутся субъектами социальной работы, осуществляющими свою деятельность на общесоциальном уровне. Сказанное тем более справедливо, когда речь идёт о региональных или федеральных целевых программах, или решениях соответствующих государственных органов.

Помимо отмеченных трёх основных уровней социальной работы в некоторых изданиях выделяют также семейный уровень социальной работы, как работу с малой специфической группой, но большинство авторов склонно понимать её как одно из направлений социальной работы. Так же дело обстоит с социальной работой в территориальной общине. Общинная социальная работа занимает скорее промежуточное положение между уровнем и направлением социальной работы, так как в равной мере специфична и с точки зрения численности, и точки зрения специфики субъекта, с которым осуществляется деятельность.

Уровни социальной работы не отделены жёстко друг от друга и не изолированы. Работа на групповом уровне всегда в той или иной мере обращена к каждому отдельному индивиду и допускает элементы индивидуального взаимодействия специалиста и клиента. Общесоциальный уровень также предполагает, в свою очередь, что результат деятельности социальных учреждений ощутит на себе каждый представитель той категории населения, на которую направлено было действие и результат дойдёт до него, возможно, в виде индивидуальной помощи. Таким образом, уровни социальной работы взаимопроникают и взаимодействуют, дополняя и, в определённой мере, обусловливая друг с друга.

Наиболее полное и подробное описание и анализ социальной работы предполагают выделение в её структуре различных направлений – областей деятельности, отличающихся друг от друга определённой спецификой субъектов помощи, используемыми методами, приёмами и т.д. Наличие направлений в структуре социальной работы является показателем её внутренней дифференциации и специализации, что является естественным процессом в любой деятельности. Об особенностях специализации в социальной работе, которые помогают избежать слишком узкого специализированного редукционизма, мы говорили выше.

Одним из критериев, по которым выделяются направления, является непосредственный объект помощи, а точнее говоря, субъект, согласно принятой нами субъект-субъектной структуре деятельности. К направлениям выделенным по субъекту помощи относятся, прежде всего, такие как социальная работа с различными группами населения: социальная работа с безработными, социальная работа с семьёй, с подростками с отклоняющимся поведением, социальная работа с военнослужащими, с заключёнными и лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Сюда же можно отнести социальную реабилитацию лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, социальную помощь лицам с ограниченными возможностями и т.д.

Выделяя данные направления, мы, по сути, обращаемся к традиционным клиентам социальной работы, которые нуждаются и нуждались в социальной поддержке во все периоды исторического развития общества. Другим критерием выделения направлений социальной работы служит совокупность используемых методов. Конечно, существуют методы, востребованные в разных областях социальной работы. Однако, некоторые методы получили существенное развитие и обусловили возможность использовать их несколько обособленно, добиваясь положительных результатов.

Такая возможность появляется в том случае, если метод даёт хорошие результаты, его использование расширяется, и некоторые специалисты или целые подразделения социальных служб специализируются на использовании данного метода. Накопление опыта его использования и документальное фиксирование результатов с возможностью передачи знаний о данном методе даёт право рассматривать его как самостоятельное направление социальной работы.

К направлениям, выделенным по данному критерию, можно отнести мобильную социальную работу, или социальную работу на улице, известную в англоязычных странах, как «street work», оккупационную терапию, получившую распространении, в частности, в послевоенной Западной Германии. В последнее время в отечественной практике социальной работы получил широкое распространение метод социально-психологического консультирования, что позволяет предположить, что он, возможно, вскоре даст начало самостоятельному направлению в социальной работе. Возможно выделение в качестве направления социальной работы по данному критерию социальной анимации, социальной абилитации и реабилитации.

Ещё одним критерием, позволяющим выделять различные направления в социальной работе, является социальная среда, в которой осуществляется деятельность. Прежде всего, сюда относят социальную работу в массовых организациях – социальную работу в армии, в учреждениях образования, в пенитенциарных учреждениях. В соответствии с данным критерием также выделяют такие направления, как социальная работа в здравоохранении, социальная работа в производственной сфере, – которая в известном словаре Р. Баркера обозначена как «социальная работа в промышленности». Сюда же отнесём социальную работу в сельской местности, социальной работу по месту занятости и т.д.[30]

Наконец, назовём еще один критерий выделения направлений в социальной работе – это различные ситуации, в которых осуществляется деятельность. В соответствии с ним можно выделить социальную работу в чрезвычайных ситуациях, когда требуется быстро решать множество различных вопросов – организация перемещения людей, предоставление места для размещения, организация питания, психологической помощи, координация действий в предоставлении всех ресурсов. Далее, сюда же можно отнести социальную работу в зонах экологического бедствия или техногенных и природных катастроф, где людям может потребоваться временное жильё, оформление документов, обеспечение предметами первой необходимости, питанием, медикаментами, предоставление медицинской и психологической помощи.

Необходимо отметить, что многие направления социальной работы обусловлены не только спецификой субъектов социального взаимодействия, но и определёнными теоретическими предпосылками. Некоторые теоретические подходы к пониманию социальной работы дали начало определённым направлениям практики. В особенности, данная связь заметна на примере структурной и психосоциальной работы.

Помимо уже рассмотренных относительно специализированных направлений социальной работы, нередко выделяют два наиболее широких, системообразующих направления, включающих приведённые выше более узкие направления. Первое из них обозначают как психосоциальную работу, или «case work», получившую распространение в первой половине XX в. Оно вбирает в себя все частные направления социальной работы, которые базируются на идеях и методах психологии. Обычно они понимают её объект как внутриличностные психологические проблемы индивида и коррелируют с большинством из рассмотренных нами психолого-ориентированных теорий социальной работы.

Длительное время данное направление в социальной работе являлось доминирующим и, в связи с этим, за ним закрепился статус «традиционной социальной работы». Но, как известно, во второй половине прошлого столетия, в связи с развитием системных теорий и социологических исследований, получили распространение социолого-ориентированные концепции социальной работы, которые более широко смотрят на её объект и задачи по преобразованию общества. Данные теории и связанные с ними модели практики социальной работы видят её задачу не просто в помощи индивидам и отдельным группам, а в преобразовании всей системы социальных отношений, ввиду чего в совокупности они получили название структурной социальной работы, или «frame work».[31]

Модели практики социальной работы, которые нередко обозначают как «парадигмы социальной работы», в свою очередь, так же имеют определённую дифференциацию и связь с теориями социальной работы. Так, принято выделять дефицитную (прагматическую) и институциональную (системную) парадигму социальной работы (См. Тему 10). За данными моделями практики социальной работы закрепились определённые названия, в зависимости от того региона, где они получили наибольшее распространение. Дефицитная или прагматическая модель практики социальной работы известна как американская (британо-американская). Институциональная модель получила наибольшее развитие в Европе, поэтому её иногда обозначают как «европейскую», или социалистическую. В одной из следующих тем мы еще обратимся к этой теме несколько подробнее (См. Тему 19).

Некоторые зарубежные авторы – исследователи социальной работы отмечают, что внутри отдельно взятой страны могут сосуществовать или сменять друг друга различные модели и подходы к социальной работе. Так, по словам Саппса и Уэллса, в США наблюдается противостояние двух основных подходов, отражающее полемику в политических кругах и в среде профессиональных социальных работников. Один из них известен как институциональный, рассматривающий социальную работу как систематическую деятельность по предупреждению социальных проблем в обществе и помощь тем, кто в ней уже нуждается. Другой – «резидуальный» – напротив, ограничивает данный вид деятельности лишь помощью тем, кто вовсе не может без неё обойтись и находится в социально опасном положении.[32]

Второй подход представляет собой дефицитную модель социальной работы и аналогичен «остаточному принципу» в экономической, социальной и культурной политике, известному нам из нашей собственной истории. К сожалению, он нередко применялся в советское время и породил немало запущенных социальных проблем (обеспеченность населения жильём и его качество, хронический дефицит товаров народного потребления и др.). Авторы указанной брошюры об опыте социальной работы в США пишут о том, что там происходит попеременное чередование указанных подходов в социальной политике и практике социальной работы.

В заключение данной темы остановимся на некоторых проблемных моментах. В настоящее время открытым пока ещё остаётся вопрос относительно того, как классифицировать социальное обслуживание, социальную защиту, социальное обеспечение в рамках описанного деления социальной работы на уровни, направления, подходы. Наиболее распространённым является понимание их как направлений социальной работы. С другой стороны, широта данных направлений и их внутреннее разнообразие даёт некоторые основания к тому, чтобы понимать их как формы социальной работы.

Неисследованным пока остаётся и понятие «виды социальной работы». Невостребованность данного термина, скорее всего, объясняется широтой самого понятия социальной работы. В такой многоплановой и разнообразной деятельности, как социальная работа, невозможно выделить конкретные виды напрямую, непосредственно. Можно говорить об определённых видах деятельности в рамках её более конкретных направлений. Так, выделяют, например, виды социального обслуживания (социальное обслуживание на дому и в учреждениях), виды социальной реабилитации (медицинская, социально-психологическая, профессиональная) и т.д. Это лишний раз доказывает правильность выбора термина «социальная работа» в качестве центрального системообразующего, как наиболее общего и интерпретативного.

Итак, уровни, направления, подходы отражают внутреннюю структуру социальной работы как деятельности и обусловлены различиями субъектов социальной работы, совокупностью применяемых методов, ситуацией, в которой проводится социальная работа, самим характером решаемой проблемы и т.д. В этой внутренней дифференциации отражается связь теории и практики социальной работы. Многие направления социальной работы детерминированы теми или иными теоретическими моделями. В современном обществе теория, как правило, опережает практику, поэтому данный характер взаимосвязи теорий и моделей практики социальной работы можно считать нормальным – некоторые идеи и методы сначала разрабатываются теоретически и затем уже внедряются в практику.

Заметим, однако, что в социальной и гуманитарной деятельности так бывает не всегда, поскольку часто жизнь оказывается «богаче» научных моделей и сама подсказывает пути дальнейшего развития практики, а за ней и теории. Задача теории в данном случае вовремя разглядеть, обобщить и распространить перспективные находки социальных работников и на деле обеспечить обратную связь теории и практики социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: