1. Познание как способ выражения человеком себя и утверждения в мире.
2. Конструктивная роль субъекта познания.
3. Воображение и творчество, их роль в процессе познания.
4. Теория как целостная система знания, ее значение в познавательном процессе.
5. Диалектика как метод философского познания.
6. Философская герменевтика и методология гуманитарного познания.
7. Проект философии как «строгой науки» в рамках феноменологии Э. Гуссерля.
8. Человек как проблема философского познания.
9. Проблема критериев истины в современной философии
Ключевые понятия:
гносеология | эвристичность |
объект | субъект |
познание | знание |
истина | заблуждение |
воображение | творчество |
интуиция | рациональность |
агностицизм | оценка |
верификация | эпистемология |
критерии истины | скептицизм |
«жизненный мир» | сциетизм |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
Целью проводимого занятия является формирование знаний: понятия культуры; единства и многообразия культур; отличия культуры от цивилизации; основных закономерностей историко-культурного развития человека и общества; проблем в современной культуре и образовании; сценариев будущего развития системы образования, умений: творчески ориентироваться потоке научно-педагогической и социально-политической информации; демонстрировать понимание необходимости и стремления обучаться в течение всей жизни и владений технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний.
|
|
Форма проведения – Круглый стол, мастер-класс специалиста
План
1. Культура как предмет философского анализа. Философия и культурология.
2. Культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития. Единство и многообразие культур.
3. Культура и цивилизация. Глобализация и столкновение цивилизаций как характерные для современного мира процессы.
4. Человек как высшая ценность культуры.
5. Культура и нравственность: проблема духовного совершенствования человека.
6. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека и человечества.
7. Человек в системе современного образования: проблемы, поиски решений.
Литература
1. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Поздеева Н.В. Человек и мир его духовных потребностей. – СПб., 2007.
2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. – М., 2003.
3. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. – М, 1994.
4. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб., 1996.
5. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. – М., 2003.
|
|
6. Доусон К.Г. Религия и культура. – СПб., 2000.
7. Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Европейские культурфилософские концепции XIX-XX веков. – СПб., 2002.
8. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.
9. Корольков А.А. Духовная философия. – СПб.,2000.
10. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.
11. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
12. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1991
13. Межуев В.М. Культура как предмет философского знания. В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
14. Михайлов А.В. Языки культуры. – М., 1997.
15. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
16. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. - М.,1998.
17. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.
18. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М., 2004.
19. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.
20. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. – М., 2006.