Целью проводимого занятия является формирование знаний: многообразия форм исторического человеческого опыта и знания; соотношения истины и заблуждения, знания и веры; познавательных способностей человека; основных методов философского познания; понятия истины и концепций истины в истории философии и умения критически оценивать подходы и высказанные суждения в системе гуманитарных и социальных знаний.
Форма проведения – Занятие проводится в форме обсуждения реферативных заданий.
План
1. Познание как социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Конструктивная роль субъекта познания.
2. Познавательные способности человека и их выражение:
А) чувственное и рациональное познание (особенности, формы, различие и единство).
Б) воображение, творчество, интуиция как элементы познавательной деятельности. Творчество и интуиция.
3. Классический и неклассический идеалы рациональности.
4. Категории философии как универсальные формы духовного освоения мира человеком.
|
|
5. Основные методы философского познания: диалектический, герменевтический, феноменологический.
6. Понятие истины. Концепции истины. Проблема истины в философии и науке.
Литература
1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.
2. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.
3. Бахтияров К. И. Многомерность истины // Философские науки. 1991. – №4.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.
5. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003.
6. Гносеология в системе философского мировоззрения. – М., 1983.
7. Голдстейн М., Голдстейн Н. Как мы познаем. – М., 1984.
8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004.
9. Ерунов Б.А. Гносеология и социальная психология (новые возможности человеческого познания). – СПб., 2007.
10. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. – М., 1984.
11. Касавин И. Т. Познание в мире традиций. – М., 1990.
12. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание – М., 1980
13. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
14. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 2004.
15. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 2008.
16. Современные теории познания. – М., 1992.
17. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
18. Теория познания. Социально- культурная природа познания. – М., 1991.
19. Хазиев В. С. Философское понятие истины // Философские науки. 1991. – №9.
20. Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994.