При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система.
1. Для реализации рейтинговой системы контроля весь курс разбивается на три содержательных раздела (модуля).
2. Освоение каждого модуля учебного материала оценивается в баллах (максимум 24).
3. Для каждого модуля разработана система тестовых и контрольных заданий, которые выполняются студентом самостоятельно и в совокупности определяют уровень его учебных достижений.
4. Каждое задание оценивается в баллах в зависимости от его объёма и степени сложности.
5. При этом для каждого вида проверочных работ (задания) в течение семестра назначается максимальное количество баллов.
6. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента.
7. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр (3 модуля учебного материала) – 60, минимальное (для допуска к итоговому испытанию) – 30.
8. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, письменные работы студентов, творческая работа и итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра, к тому же, его предваряет обязательное тестирование, которое дает к нему допуск. Тест считается пройденным, если получено 50% и более правильных ответов. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене, тесты-тренажеры), так и в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
9. Весь курс оценивается по шкале в 100 баллов. Для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 30 баллов и успешно пройти тест.
10. Для тех, кто набрал 40 баллов и более, а также набрал на итоговом тестировании 75% и более предоставляется возможность сдать комиссии в устной форме экзамен.
11. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за итоговое испытание – 40, минимальное – 20 баллов.
Табл. 3
| № п/п | Виды оцениваемых учебных работ по дисциплине в семестре. Задания. Требования | Сумма баллов | |||
| удовлетворительное | успешное | ||||
| I раздел | |||||
| Устный ответ на семинаре (по одному вопросу) | |||||
| А) Ответ с использованием конспекта составленного по лекции, учебнику. | |||||
| Б) Активная работа на практическом занятии (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.) | |||||
| Итого: | Max: | ||||
| Min: | |||||
| Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы: | |||||
| 2. | Подготовка письменного доклада о жизни и творчестве античного мыслителя | ||||
| 10 – 12 листов, 3 используемых источника | |||||
| 8 листов, 1 источник | |||||
| 3. | Составление конспекта и анализ (письменно) диалога Платона. | ||||
| Конспект 10 листов | |||||
| Конспект 10 листов и анализ (2-3 листа) | |||||
| 4. | Контрольный тест – 30 вопросов | ||||
| 50% – 84% верных ответов | |||||
| 85% – 100% верных ответов | |||||
| 5. | Устный или письменный ответ по теме семинара (не менее 2-х вопросов) или выполнение других заданий на внеаудиторных занятиях: Разработка и поиск вспомогательных учебно-методических материалов к семинарским занятиям – 2 Составление терминологического словаря – 1 Составление библиографии по теме – 1 Подготовка презентации – 2 | ||||
| Итого по I разделу: | Max: | ||||
| Min: | |||||
| № п/п | Виды оцениваемых учебных работ по дисциплине в семестре. Задания. Требования | Сумма баллов | |||
| удовлетворительное | успешное | ||||
| II раздел | |||||
| Устный ответ на семинаре (по одному вопросу) | |||||
| А) Ответ с использованием конспекта составленного по лекции, учебнику. | |||||
| Б) Активная работа на практическом занятии (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.) | |||||
| Итого: | Max: | ||||
| Min: | |||||
| Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы: | |||||
| Подготовка письменного доклада. Тема: жизнь и творчество русского мыслителя | |||||
| 10 – 12 листов, 3 используемых источника | |||||
| 8 листов, 1 источник | |||||
| Подготовка письменного доклада. Тема западно-европейское направление философии ХХ века | |||||
| 10 – 12 листов, 3 используемых источника | |||||
| 8 листов, 1 источник | |||||
| Выполнение творческого задания: осмысление фрагмента произведения И. Канта (письменно) | |||||
| Контрольный тест – 30 вопросов | |||||
| 50% – 84% верных ответов | |||||
| 85% – 100% верных ответов | |||||
| Коллоквиум: устная проверка знания 5-ти тем - из №1 – №12 действующей программы курса (10 вопросов) | |||||
| Устный или письменный ответ по теме семинара (не менее 2-х вопросов) или выполнение других заданий на внеаудиторных занятиях: Разработка и поиск вспомогательных учебно-методических материалов к практическим занятиям – 2 Составление терминологического словаря – 1 Составление библиографии по теме – 1 Подготовка презентации – 2 Устный или письменный ответ на вопросы семинара – 1 | |||||
| Итого по II разделу: | Max: | ||||
| Min: | |||||
| № п/п | Виды оцениваемых учебных работ по дисциплине в семестре. Задания. Требования | Сумма баллов | |
| удовлетворительное | успешное | ||
| III раздел | |||
| Устный ответ на семинаре (по одному вопросу) | |||
| А) Ответ с использованием конспекта составленного по лекции, учебнику. | |||
| Б) Активная работа на практическом занятии (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.) | |||
| Итого: | Max: | ||
| Min: | |||
| Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы: | |||
| Составление конспекта произведения (фрагмента произведения – не менее 30 стр.) философа XVII-XX в.в. и определение его основных идей. | |||
| Конспект (10 листов) | |||
| Конспект (10 листов), анализ (2 – 3 листа) | |||
| Составление 10 оригинальных философских вопросов. Развернутый ответ на один из них – 2 | |||
| Составление конспекта статьи, монографии и анализ ее. | |||
| Конспект (тезисы) 3 – 4 листа, анализ 2 – 3 листа – 4 | |||
| Выполнение индивидуального творческого задания. Написание эссе – 8 | |||
| Контрольный тест – 30 вопросов | |||
| 50% – 84% верных ответов | |||
| 85% – 100% верных ответов | |||
| Устный или письменный ответ по теме семинара (не менее 2-х вопросов) или выполнение других заданий на внеаудиторных занятиях: Разработка и поиск вспомогательных учебно-методических материалов к практическим занятиям – 2 Составление терминологического словаря – 1 Составление библиографии по теме – 1 Подготовка презентации – 2 | |||
| Итого по III разделу: | Max: | ||
| Min: | |||
| Всего по трем разделам | |||
| Присуждение рейтинговых баллов хорошо и отлично успевающим студентам при выставлении зачета или экзамена за дополнительные достижения | |||
| Написание и защита реферата | |||
| Доклад на научной конференции на неделе науки | |||
| Получение призового места на олимпиадах, конкурсах, выставках и т.п. | |||
| Выполнение дополнительных творческих заданий и заданий повышенной сложности | |||
| Публикации по содержанию дисциплины | |||
| Итого за дополнительные достижения по дисциплине | 20-40 | ||
| Всего за семестр по дисциплине | 100 б. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ.
ТИПОВЫЕ КРИТЕРИИ
1. Полнота ответа по существу поставленных вопросов билета.
2. Логичность, последовательность и пропорциональность изложения материала.
3. Знание понятийно-терминологического аппарата по предмету и умение его применять.
4. Умение рассуждать, аргументировать доводы, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения
5. Умение применять теоретические знания на практике.
6. Умение связывать ответ с другими предметами по специальности и с современными проблемами (в т.ч. в области образования).
7. Понимание основных проблем курса и путей их решения (для ответа на «отлично» и «хорошо»).
8. Полнота ответа на дополнительные вопросы по курсу (для ответа на «отлично» и «хорошо»).
ü Оценка «ОТЛИЧНО» ставится за полное соответствие ответа утвержденным критериям.
ü Оценка «ХОРОШО» ставится за ответ, но при этом студент допускает несколько незначительных ошибок, которые после замечания экзаменатора самостоятельно исправляет.
Необходимыми условиями для выставления оценок «ОТЛИЧНО» или «ХОРОШО» служат 7 и 8 критерии.
ü Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за слабые знания экзаменационного билета, но недостатки в подготовке студента не помешают ему в дальнейшем овладеть знаниями по специальности в целом.
ü Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится:
а) за отказ отвечать
б) за наличие поверхностного, не раскрывающего существа вопроса ответа, незнание нормативного материала и основных понятий;
в) за неумение отвечать на элементарные дополнительные вопросы по изученному курсу;
г) за такое незнание большей части экзаменационного материала, которое свидетельствует о полном непонимании студентом предмета, что не позволит ему овладеть знаниями по специальности.
Информация к размышлению
В дореволюционной России использовались следующие стандарты определения качества учебы:
- Для получения оценки «плохо» слушатель должен знать то, что говорил преподаватель. При этом слушатель может не знать полностью прослушанный материал.
- Оценка «неудовлетворительно» выставлялась при условии, что слушатель знал все, что говорил преподаватель, но не мог самостоятельно выйти за рамки прослушанного материала.
- «Удовлетворительные» знания характеризовались тем, что слушатель мог выйти за рамки сказанного лектором, но оказывался не в состоянии связать отдельные стороны учения.
- Оценка «хорошо» требовала от слушателя умения связывать между собой отдаленные стороны учения. При этом слушатель еще не мог обсуждать сильные и слабые стороны изучаемой дисциплины.
- Обладатель «отличных» знаний мог обсуждать сильные и слабые стороны изучаемого учения.
Проверьте себя, знаете ли вы какой-либо учебный предмет на «отлично»?
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Рекомендуемые темы рефератов на основе первоисточников
1. Учения древнегреческих мудрецов о первоначалах, бытии и человеке в изложении Диогена Лаэртского («О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).
2. Теория идей Платона (Диалоги «Лисистрат», «Протагор», «Пир»).
3. Образ Сократа в диалогах Платона «Апология Сократа», «Критон», «Федон».
4. Диалоги Платона «Гиппий Больший», «Протагор» и «Менон», их основные идеи и художественные особенности.
5. Концепция души и знания в диалогах Платона «Гиппий Больший», «Менон», «Федр».
6. Аристотелевская теория души и гносеология («О душе»).
7. Философско-просветительская концепция Цицерона в книге «Философские трактаты».
8. Философско-теологические взгляды Аврелия Августина в работах «Исповедь» и «О граде Божием».
9. Фома Аквинский: гармония веры и разума («Сумма теологии»).
10. Учение Николая Кузанского о природе человека («Книги простеца», «Об ученом незнании», «Игра в шар»).
11. "Божественная комедия" Данте как философское учение о человеке.
12. Анализ общественной жизни в учении Н. Макиавелли («Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»)
13. Философия человека в «Опытах» Мишеля Монтеня.
14. Теории познания Ф. Бэкона («Великое восстановление наук»).
15. Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме»).
16. Педагогическая концепция Локка (по работе «Мысли о воспитании»).
17. «Философия оптимизма» и проблема человека в «Философских повестях» А. Вольтера.
18. Диалог как форма развития философско-эстетической мысли в произведении Д. Дидро «Беседы о побочном сыне».
19. Концепция человека и формирование его умственных способностей в работах «О человеке», «Записных книжках» и «Об уме» К. Гельвеция.
20. Философские и социально-политические принципы в произведении Гольбаха «Система природы».
21. Антропология и социальное учение Т. Гоббса в работах «О человеке» и «Левиафан».
22. Философия сердца и разума Б. Паскаля («Мысли»).
23. Рационализм Р. Декарта. Методология («Рассуждение о методе»).
24. Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта («Страсти души»).
25. Основные идеи в работе Б. Спинозы «Богословско-политический трактат».
26. Учение о человеке и человеческой свободе в философии Спинозы («Этика»).
27. Философские воззрения Г.В. Лейбница в работах «Монадология» и «Новые опыты о человеческом знании».
28. Концепция предустановленной гармонии и закономерности природно-человеческого мира в философии Лейбница («Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла»).
29. Д. Юм: принципы образования знания («Трактат о человеческой природе»).
30. Педагогические идеи эпохи Просвещения (по работе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»).
31. Философские основы нравственности в работах И. Канта «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума».
32. Практическая философия и педагогика И. Канта («Антропология с прагматической точки зрения»).
33. Обоснование теоретического знания в «Критике чистого разума» И. Канта.
34. Учение И.Г. Фихте о деятельном субъекте, активности его сознания.
35. Субъективность и объективность; понятие «интеллектуальной интуиции» в работе «Наукоучение» И.Г. Фихте.
36. «Одиссея духа» в учении Ф.В.Й. Шеллинга («Система трансцендентального идеализма»).
37. Понятие «основания человеческого бытия» и человеческой свободы в работе Ф.В.Й. Шеллинга «Философское исследование о сущности человеческой свободы, и связанных с ней предметами».
38. Эстетическая концепция Шеллинга в работе «Философия искусства».
39. Эстетическая концепция Гегеля в работе «Лекции по эстетике».
40. Человек и мир человека в работах А. Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости», «О ничтожестве и горестях жизни».
41. Концепция мира-представления в работе А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
42. Истина, познание и нравственность в философии А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»).
43. Обоснование концепции социально-экономического развития общества в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология».
44. Исследование материалистической диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти – Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» и «Диалектика природы».
45. Позитивизм О. Конта в работе «Курс позитивной философии».
46. Взгляды С. Кьеркегора на человека и человеческую жизнь в работах «Страх и трепет» и «Или-или».
47. Работа Кьеркегора «Дневник соблазнителя» о стадиях человеческой экзистенции. Теория веры.
48. Теория морали Ф. Ницше в работах «Антихристианин» и «Генеалогия морали».
49. «Преодоление человека в философии» Ф. Ницше и сверхчеловек («Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра»).
50. Религиозно-философские воззрения в работе Г.С. Сковороды «Сад божественных песен».
51. Судьба России в работах П.Я. Чаадаева «Философические письма» и «Апология сумасшедшего».
52. Семейное и общественное воспитание в отечественной культуре XIX века (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Ключевский).
53. Философские и социологические идеи А.С. Хомякова. Идея соборности.
54. Идеи революционного просветительства Д.К. Писарева в работе «Исторические эскизы».
55. Концепция безгосударственного общественного самоуправления М.А. Бакунина в работе «Государственность и анархия».
56. Проблема философии и науки в теоретическом наследии А.И. Герцена («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке»).
57. Г.В. Плеханов о роли личности в работе «К вопросу о роли личности в истории».
58. Учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах в работе «Россия и Европа».
59. Культурно-историческая концепция К.Н. Леонтьева (сборник работ «Восток, Россия и Славянство»).
60. Русский космизм на примере трактата Н.Ф. Федорова «Философия общего дела».
61. Принцип созидательной деятельности человечества в работе Н.Ф. Федорова «Философия общего дела».
62. Понятие «существа человеческого духа» в работе П.Д. Юркевича «Из науки о человеческом духе».
63. Рассмотрение основных начал нравственной философии Вл. Соловьева в работе «Оправдание добра».
64. Проблема мира человека в работе Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве».
65. Эстетическая концепция Вл. Соловьева в работах «Красота в природе», «Общий смысл искусства».
66. Метафизика Всеединства и софиология в работах В.С. Соловьева «Оправдание добра» и «Чтения о Богочеловечестве».
67. Проблема смысла жизни в работе Е.Н. Трубецкого «Смысл жизни».
68. Религиозно-философские воззрения В.В. Розанова в работах «Опавшие листья», «Темный лик».
69. Проблема свободы и творчества в работе Н.А. Бердяева «Смысл творчества».
70. Основные идеи труда «Философия свободы» Н.А. Бердяева.
71. Учение о личности Н.А. Бердяева («О назначении человека»).
72. Этическая доктрина работы Б.П. Вышеславцева («Этика преображенного Эроса»).
73. Учения о личности и истории в работах Л.П. Карсавина «О личности» и «Философия истории».
74. Софиология С.Н. Булгакова в его работах «Свет невечерний» и «Купина неопалимая».
75. Главные положения труда С.Н. Булгакова «Философия имени».
76. Софиология П.А. Флоренского («Столп и утверждение истины»).
77. П.А. Флоренского о формах художественного выражения религиозного самосознания в работах «Иконостас», «У водоразделов мысли».
78. Учение С.Л. Франка о природе «непостижимого» («Непостижимое»).
79. Концепция бытия человека в работе С.Л. Франка «Непостижимое».
80. Философские идеи в работах Л.И. Шестова «Афины и Иерусалим», «На весах Иова».
81. Этическая проблематика в работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой».
82. Русская идея: прошлое и настоящее (В. Соловьев «Три силы», «Русская идея», Н.А. Бердяева «Русская идея»)
83. Проблематика образования в трудах русских мыслителей XIX-XX веков (В.В. Розанов «Педагогические работы», В.В. Зеньковский «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»)
84. Гуманистические аспекты педагогики (по работе В.В. Зеньковского «Русская педагогика в XX веке.).
85. Проблема взаимообусловленности образования и воспитания в работе Н.К. Пирогова «Быть или казаться».
86. Философские раздумья о человеке в книге Николая Рериха «О вечном».
87. Традиции нравственной философии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и современность (по книге Ю. Давыдова «Этика любви и метафизика своеволия»).
88. Различие славяно-русской и западноевропейских религиозно-философских традиций в истолковании человека.
89. Философия языка как выражение «мыслительности» и духовной жизни человека в работе А.А. Потебни «Философия языка».
90. Теория мифа в работах А.А. Потебни «Миф и слово», «Характер мифологического мышления».
91. Анализ мифа как жизненной реальности в книге А.Ф. Лосева «Диалектика мифа».
92. О соотношении научного, философского и религиозного мировоззрений (по работе В.И. Вернадского «Научное мировоззрение», С.Л. Франка «Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки», «Философия религии»).
93. Концепция качественной специфики человека в работе Н.П. Дубинина «Что такое человек».
94. Сознание и деятельная концепция личности в работе А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».
95. Творческая способность человека и проблема «учиться мыслить» в работе Э.В. Ильенкова «У истоков мысли».
96. Концепция сознания в работе М. Мамардашвили «Как я понимаю философию».
97. Проблема красоты творческих усилий личности в работе А.Ф. Лосева «Дерзание духа».
98. В. Дильтей: науки о природе и науки о духе («Описательная психология»).
99. Особенности наук о духе (по работе В. Дильтея «Введение в науки о духе»).
100. Философия культуры в работе О. Шпенглера «Закат Европы».
101. Антропологические открытия О. Вейнингера в работе «Пол и характер».
102. Смысл и задачи феноменологии. Понятие «жизненного мира» в работе Э. Гуссерля «Кризис европейских наук».
103. Работа М. Хайдеггера «О гуманизме»: понятие экзистенции.
104. Основные идеи экзистенциализма Ж.-П. Сартра («Экзистенциализм – это гуманизм» и роман «Тошнота»).
105. Техника как объект философского анализа (статьи М. Хайдеггера «Вопрос о технике» и К. Ясперса «Современная техника» в книге «Новая технократическая волна на Западе»)
106. Возникновение и сущность государства (Т. Гоббс «Левиафан», Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).
107. Диалогические основания культуры (по работам М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» и М. Бубера «Я и Ты»).
108. Символическая интерпретация человека и культуры (Э. Кассирер «Опыт о человеке»).
109. Этика науки и моральная ответственность ученого.
110. Философия жизни Г. Зиммеля (по работе Г. Зиммеля «Созерцание жизни»).
111. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс«Философская вера»).
112. Человек и идея «осевого времени» в работе К. Ясперса «Смысл и назначение истории».
113. Понятие времени в феноменологии (по работе Э. Гуссерля «Феноменология внутреннего сознания времени»).
114. Проблемы психической регуляции поведения человека (по работе З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции»).
115. Концепция структуры личности в работе З. Фрейда «Психология бессознательного».
116. Концепция бытия человека в философии М. Хайдеггера («Бытие и время»).
117. Проблема бытия и мышления в книге М. Хайдеггера «Разговор на проселочной дороге».
118. Поиски решения проблемы бытия человека в работе Ж.- П. Сартра «Бытие и ничто».
119. Бытие человека и философия абсурдности в книге «Бунтующий человек» А. Камю.
120. «Введение в философию человеческой культуры» (М. Шелер «Положение человека в космосе», Е. Финк «Основные феномены человеческого бытия» // «Проблемы человека в западной философии»).
121. Социальная обусловленность жизни человека и проблема свободы в книге Э. Фромма «Бегство от свободы».
122. Учение В. Франкла о смысле жизни в книге «Человек в поисках смысла».
123. «Эстетика человеческого» и проблема дегуманизации искусства (по работам Г. Белля «Франкфуртские чтения", Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства», В. Вайдле «Умирание искусства»).
124. Концепция ценности человеческой жизни в творчестве Г.К. Честертона (по книге Г.К. Честертона «Вечный человек»).
125. Человек культуры и культура человека (по работам М. Вебера «Наука как призвание и профессия», Ж. Маритена «Ответственность художника»).
126. Концепция этического начала культуры в книге А. Швейцера «Культура и этика».
127. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и современное глобальное мышление («Биосфера и ноосфера»).
128. Предназначение историка в культуре (по работе М. Блока «Апология истории или ремесло историка»).
129. Проблема интерпретаций в гуманитарном знании (по работе П. Рикёра «Конфликт интерпретаций»).
130. Глобализация и столкновение цивилизаций как реалии современного мира (по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»).
131. Достоинства и риски постиндустриального общества (по книге У. Бека «Общество риска. На пути к другому модерну»).
132. Перспективы человека в условиях глобальных проблем современности (У. Бек «Общество риска», К. Лоренц «Оборотная сторона зеркала»).
133. Вера и разум в неотомизме (Э. Жильсон «Философ и теология», Ж. Маритен «Философ в мире»).
134. Философия постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар «Состояние постмодерна», Ж. Бодрияр «Символический обмен и страсть», Ф. Гваттари, Ж. Делёз «Что такое философия?»)
135. Постмодернистская топография письма. (Ж.Деррида «Письмо и различие»).
136. Размышления о конце истории (по работам Ф. Фукуямы и П.Дж. Бьюкенена «Смерть Запада»).
137. Религия, ее место и роль в современном мире (А.С. Панарин «Православная цивилизация в глобальном мире»).






