Рейтинговая система оценки успеваемости

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система.

1. Для реализации рейтинговой системы контроля весь курс разбивается на три содержательных раздела (модуля).

2. Освоение каждого модуля учебного материала оценивается в баллах (максимум 24).

3. Для каждого модуля разработана система тестовых и контрольных заданий, которые выполняются студентом самостоятельно и в совокупности определяют уровень его учебных достижений.

4. Каждое задание оценивается в баллах в зависимости от его объёма и степени сложности.

5. При этом для каждого вида проверочных работ (задания) в течение семестра назначается максимальное количество баллов.

6. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента.

7. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр (3 модуля учебного материала) – 60, минимальное (для допуска к итоговому испытанию) – 30.

8. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, письменные работы студентов, творческая работа и итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра, к тому же, его предваряет обязательное тестирование, которое дает к нему допуск. Тест считается пройденным, если получено 50% и более правильных ответов. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене, тесты-тренажеры), так и в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.

9. Весь курс оценивается по шкале в 100 баллов. Для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 30 баллов и успешно пройти тест.

10. Для тех, кто набрал 40 баллов и более, а также набрал на итоговом тестировании 75% и более предоставляется возможность сдать комиссии в устной форме экзамен.

11. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за итоговое испытание – 40, минимальное – 20 баллов.

Табл. 3

№ п/п Виды оцениваемых учебных работ по дисциплине в семестре. Задания. Требования Сумма баллов
удовлетворительное успешное
    I раздел    
  Устный ответ на семинаре (по одному вопросу)    
  А) Ответ с использованием конспекта составленного по лекции, учебнику.    
Б) Активная работа на практическом занятии (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.)    
Итого: Max:    
Min:    
  Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы:    
2. Подготовка письменного доклада о жизни и творчестве античного мыслителя    
10 – 12 листов, 3 используемых источника    
8 листов, 1 источник    
  3. Составление конспекта и анализ (письменно) диалога Платона.    
Конспект 10 листов    
Конспект 10 листов и анализ (2-3 листа)    
  4. Контрольный тест – 30 вопросов    
50% – 84% верных ответов    
85% – 100% верных ответов    
  5. Устный или письменный ответ по теме семинара (не менее 2-х вопросов) или выполнение других заданий на внеаудиторных занятиях: Разработка и поиск вспомогательных учебно-методических материалов к семинарским занятиям – 2 Составление терминологического словаря – 1 Составление библиографии по теме – 1 Подготовка презентации – 2    
Итого по I разделу: Max:    
Min:    
№ п/п   Виды оцениваемых учебных работ по дисциплине в семестре. Задания. Требования Сумма баллов
  удовлетворительное успешное
    II раздел    
  Устный ответ на семинаре (по одному вопросу)    
  А) Ответ с использованием конспекта составленного по лекции, учебнику.    
Б) Активная работа на практическом занятии (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.)    
Итого: Max:    
Min:    
  Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы:    
  Подготовка письменного доклада. Тема: жизнь и творчество русского мыслителя    
10 – 12 листов, 3 используемых источника    
8 листов, 1 источник    
  Подготовка письменного доклада. Тема западно-европейское направление философии ХХ века    
10 – 12 листов, 3 используемых источника    
8 листов, 1 источник    
  Выполнение творческого задания: осмысление фрагмента произведения И. Канта (письменно)    
  Контрольный тест – 30 вопросов    
50% – 84% верных ответов    
85% – 100% верных ответов    
  Коллоквиум: устная проверка знания 5-ти тем - из №1 – №12 действующей программы курса (10 вопросов)    
  Устный или письменный ответ по теме семинара (не менее 2-х вопросов) или выполнение других заданий на внеаудиторных занятиях: Разработка и поиск вспомогательных учебно-методических материалов к практическим занятиям – 2 Составление терминологического словаря – 1 Составление библиографии по теме – 1 Подготовка презентации – 2 Устный или письменный ответ на вопросы семинара – 1    
Итого по II разделу: Max:    
Min:    
           
№ п/п   Виды оцениваемых учебных работ по дисциплине в семестре. Задания. Требования Сумма баллов
удовлетворительное успешное
    III раздел    
  Устный ответ на семинаре (по одному вопросу)    
  А) Ответ с использованием конспекта составленного по лекции, учебнику.    
Б) Активная работа на практическом занятии (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.)    
Итого: Max:    
Min:    
  Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы:    
  Составление конспекта произведения (фрагмента произведения – не менее 30 стр.) философа XVII-XX в.в. и определение его основных идей.    
Конспект (10 листов)    
Конспект (10 листов), анализ (2 – 3 листа)    
  Составление 10 оригинальных философских вопросов. Развернутый ответ на один из них – 2    
 
  Составление конспекта статьи, монографии и анализ ее.    
Конспект (тезисы) 3 – 4 листа, анализ 2 – 3 листа – 4
  Выполнение индивидуального творческого задания. Написание эссе – 8    
  Контрольный тест – 30 вопросов    
50% – 84% верных ответов    
85% – 100% верных ответов    
  Устный или письменный ответ по теме семинара (не менее 2-х вопросов) или выполнение других заданий на внеаудиторных занятиях: Разработка и поиск вспомогательных учебно-методических материалов к практическим занятиям – 2 Составление терминологического словаря – 1 Составление библиографии по теме – 1 Подготовка презентации – 2    
Итого по III разделу: Max:    
Min:    
Всего по трем разделам      
  Присуждение рейтинговых баллов хорошо и отлично успевающим студентам при выставлении зачета или экзамена за дополнительные достижения  
  Написание и защита реферата  
  Доклад на научной конференции на неделе науки  
  Получение призового места на олимпиадах, конкурсах, выставках и т.п.  
  Выполнение дополнительных творческих заданий и заданий повышенной сложности  
  Публикации по содержанию дисциплины  
  Итого за дополнительные достижения по дисциплине 20-40
Всего за семестр по дисциплине 100 б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ.

ТИПОВЫЕ КРИТЕРИИ

1. Полнота ответа по существу поставленных вопросов билета.

2. Логичность, последовательность и пропорциональность изложения материала.

3. Знание понятийно-терминологического аппарата по предмету и умение его применять.

4. Умение рассуждать, аргументировать доводы, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения

5. Умение применять теоретические знания на практике.

6. Умение связывать ответ с другими предметами по специальности и с современными проблемами (в т.ч. в области образования).

7. Понимание основных проблем курса и путей их решения (для ответа на «отлично» и «хорошо»).

8. Полнота ответа на дополнительные вопросы по курсу (для ответа на «отлично» и «хорошо»).

ü Оценка «ОТЛИЧНО» ставится за полное соответствие ответа утвержденным критериям.

ü Оценка «ХОРОШО» ставится за ответ, но при этом студент допускает несколько незначительных ошибок, которые после замечания экзаменатора самостоятельно исправляет.

Необходимыми условиями для выставления оценок «ОТЛИЧНО» или «ХОРОШО» служат 7 и 8 критерии.

ü Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за слабые знания экзаменационного билета, но недостатки в подготовке студента не помешают ему в дальнейшем овладеть знаниями по специальности в целом.

ü Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится:

а) за отказ отвечать

б) за наличие поверхностного, не раскрывающего существа вопроса ответа, незнание нормативного материала и основных понятий;

в) за неумение отвечать на элементарные дополнительные вопросы по изученному курсу;

г) за такое незнание большей части экзаменационного материала, которое свидетельствует о полном непонимании студентом предмета, что не позволит ему овладеть знаниями по специальности.

Информация к размышлению

В дореволюционной России использовались следующие стандарты определения качества учебы:

- Для получения оценки «плохо» слушатель должен знать то, что говорил преподаватель. При этом слушатель может не знать полностью прослушанный материал.

- Оценка «неудовлетворительно» выставлялась при условии, что слушатель знал все, что говорил преподаватель, но не мог самостоятельно выйти за рамки прослушанного материала.

- «Удовлетворительные» знания характеризовались тем, что слушатель мог выйти за рамки сказанного лектором, но оказывался не в состоянии связать отдельные стороны учения.

- Оценка «хорошо» требовала от слушателя умения связывать между собой отдаленные стороны учения. При этом слушатель еще не мог обсуждать сильные и слабые стороны изучаемой дисциплины.

- Обладатель «отличных» знаний мог обсуждать сильные и слабые стороны изучаемого учения.

Проверьте себя, знаете ли вы какой-либо учебный предмет на «отлично»?

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Рекомендуемые темы рефератов на основе первоисточников

1. Учения древнегреческих мудрецов о первоначалах, бытии и человеке в изложении Диогена Лаэртского («О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).

2. Теория идей Платона (Диалоги «Лисистрат», «Протагор», «Пир»).

3. Образ Сократа в диалогах Платона «Апология Сократа», «Критон», «Федон».

4. Диалоги Платона «Гиппий Больший», «Протагор» и «Менон», их основные идеи и художественные особенности.

5. Концепция души и знания в диалогах Платона «Гиппий Больший», «Менон», «Федр».

6. Аристотелевская теория души и гносеология («О душе»).

7. Философско-просветительская концепция Цицерона в книге «Философские трактаты».

8. Философско-теологические взгляды Аврелия Августина в работах «Исповедь» и «О граде Божием».

9. Фома Аквинский: гармония веры и разума («Сумма теологии»).

10. Учение Николая Кузанского о природе человека («Книги простеца», «Об ученом незнании», «Игра в шар»).

11. "Божественная комедия" Данте как философское учение о человеке.

12. Анализ общественной жизни в учении Н. Макиавелли («Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»)

13. Философия человека в «Опытах» Мишеля Монтеня.

14. Теории познания Ф. Бэкона («Великое восстановление наук»).

15. Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме»).

16. Педагогическая концепция Локка (по работе «Мысли о воспитании»).

17. «Философия оптимизма» и проблема человека в «Философских повестях» А. Вольтера.

18. Диалог как форма развития философско-эстетической мысли в произведении Д. Дидро «Беседы о побочном сыне».

19. Концепция человека и формирование его умственных способностей в работах «О человеке», «Записных книжках» и «Об уме» К. Гельвеция.

20. Философские и социально-политические принципы в произведении Гольбаха «Система природы».

21. Антропология и социальное учение Т. Гоббса в работах «О человеке» и «Левиафан».

22. Философия сердца и разума Б. Паскаля («Мысли»).

23. Рационализм Р. Декарта. Методология («Рассуждение о методе»).

24. Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта («Страсти души»).

25. Основные идеи в работе Б. Спинозы «Богословско-политический трактат».

26. Учение о человеке и человеческой свободе в философии Спинозы («Этика»).

27. Философские воззрения Г.В. Лейбница в работах «Монадология» и «Новые опыты о человеческом знании».

28. Концепция предустановленной гармонии и закономерности природно-человеческого мира в философии Лейбница («Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла»).

29. Д. Юм: принципы образования знания («Трактат о человеческой природе»).

30. Педагогические идеи эпохи Просвещения (по работе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»).

31. Философские основы нравственности в работах И. Канта «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума».

32. Практическая философия и педагогика И. Канта («Антропология с прагматической точки зрения»).

33. Обоснование теоретического знания в «Критике чистого разума» И. Канта.

34. Учение И.Г. Фихте о деятельном субъекте, активности его сознания.

35. Субъективность и объективность; понятие «интеллектуальной интуиции» в работе «Наукоучение» И.Г. Фихте.

36. «Одиссея духа» в учении Ф.В.Й. Шеллинга («Система трансцендентального идеализма»).

37. Понятие «основания человеческого бытия» и человеческой свободы в работе Ф.В.Й. Шеллинга «Философское исследование о сущности человеческой свободы, и связанных с ней предметами».

38. Эстетическая концепция Шеллинга в работе «Философия искусства».

39. Эстетическая концепция Гегеля в работе «Лекции по эстетике».

40. Человек и мир человека в работах А. Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости», «О ничтожестве и горестях жизни».

41. Концепция мира-представления в работе А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

42. Истина, познание и нравственность в философии А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»).

43. Обоснование концепции социально-экономического развития общества в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология».

44. Исследование материалистической диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти – Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» и «Диалектика природы».

45. Позитивизм О. Конта в работе «Курс позитивной философии».

46. Взгляды С. Кьеркегора на человека и человеческую жизнь в работах «Страх и трепет» и «Или-или».

47. Работа Кьеркегора «Дневник соблазнителя» о стадиях человеческой экзистенции. Теория веры.

48. Теория морали Ф. Ницше в работах «Антихристианин» и «Генеалогия морали».

49. «Преодоление человека в философии» Ф. Ницше и сверхчеловек («Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра»).

50. Религиозно-философские воззрения в работе Г.С. Сковороды «Сад божественных песен».

51. Судьба России в работах П.Я. Чаадаева «Философические письма» и «Апология сумасшедшего».

52. Семейное и общественное воспитание в отечественной культуре XIX века (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Ключевский).

53. Философские и социологические идеи А.С. Хомякова. Идея соборности.

54. Идеи революционного просветительства Д.К. Писарева в работе «Исторические эскизы».

55. Концепция безгосударственного общественного самоуправления М.А. Бакунина в работе «Государственность и анархия».

56. Проблема философии и науки в теоретическом наследии А.И. Герцена («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке»).

57. Г.В. Плеханов о роли личности в работе «К вопросу о роли личности в истории».

58. Учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах в работе «Россия и Европа».

59. Культурно-историческая концепция К.Н. Леонтьева (сборник работ «Восток, Россия и Славянство»).

60. Русский космизм на примере трактата Н.Ф. Федорова «Философия общего дела».

61. Принцип созидательной деятельности человечества в работе Н.Ф. Федорова «Философия общего дела».

62. Понятие «существа человеческого духа» в работе П.Д. Юркевича «Из науки о человеческом духе».

63. Рассмотрение основных начал нравственной философии Вл. Соловьева в работе «Оправдание добра».

64. Проблема мира человека в работе Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве».

65. Эстетическая концепция Вл. Соловьева в работах «Красота в природе», «Общий смысл искусства».

66. Метафизика Всеединства и софиология в работах В.С. Соловьева «Оправдание добра» и «Чтения о Богочеловечестве».

67. Проблема смысла жизни в работе Е.Н. Трубецкого «Смысл жизни».

68. Религиозно-философские воззрения В.В. Розанова в работах «Опавшие листья», «Темный лик».

69. Проблема свободы и творчества в работе Н.А. Бердяева «Смысл творчества».

70. Основные идеи труда «Философия свободы» Н.А. Бердяева.

71. Учение о личности Н.А. Бердяева («О назначении человека»).

72. Этическая доктрина работы Б.П. Вышеславцева («Этика преображенного Эроса»).

73. Учения о личности и истории в работах Л.П. Карсавина «О личности» и «Философия истории».

74. Софиология С.Н. Булгакова в его работах «Свет невечерний» и «Купина неопалимая».

75. Главные положения труда С.Н. Булгакова «Философия имени».

76. Софиология П.А. Флоренского («Столп и утверждение истины»).

77. П.А. Флоренского о формах художественного выражения религиозного самосознания в работах «Иконостас», «У водоразделов мысли».

78. Учение С.Л. Франка о природе «непостижимого» («Непостижимое»).

79. Концепция бытия человека в работе С.Л. Франка «Непостижимое».

80. Философские идеи в работах Л.И. Шестова «Афины и Иерусалим», «На весах Иова».

81. Этическая проблематика в работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой».

82. Русская идея: прошлое и настоящее (В. Соловьев «Три силы», «Русская идея», Н.А. Бердяева «Русская идея»)

83. Проблематика образования в трудах русских мыслителей XIX-XX веков (В.В. Розанов «Педагогические работы», В.В. Зеньковский «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»)

84. Гуманистические аспекты педагогики (по работе В.В. Зеньковского «Русская педагогика в XX веке.).

85. Проблема взаимообусловленности образования и воспитания в работе Н.К. Пирогова «Быть или казаться».

86. Философские раздумья о человеке в книге Николая Рериха «О вечном».

87. Традиции нравственной философии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и современность (по книге Ю. Давыдова «Этика любви и метафизика своеволия»).

88. Различие славяно-русской и западноевропейских религиозно-философских традиций в истолковании человека.

89. Философия языка как выражение «мыслительности» и духовной жизни человека в работе А.А. Потебни «Философия языка».

90. Теория мифа в работах А.А. Потебни «Миф и слово», «Характер мифологического мышления».

91. Анализ мифа как жизненной реальности в книге А.Ф. Лосева «Диалектика мифа».

92. О соотношении научного, философского и религиозного мировоззрений (по работе В.И. Вернадского «Научное мировоззрение», С.Л. Франка «Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки», «Философия религии»).

93. Концепция качественной специфики человека в работе Н.П. Дубинина «Что такое человек».

94. Сознание и деятельная концепция личности в работе А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

95. Творческая способность человека и проблема «учиться мыслить» в работе Э.В. Ильенкова «У истоков мысли».

96. Концепция сознания в работе М. Мамардашвили «Как я понимаю философию».

97. Проблема красоты творческих усилий личности в работе А.Ф. Лосева «Дерзание духа».

98. В. Дильтей: науки о природе и науки о духе («Описательная психология»).

99. Особенности наук о духе (по работе В. Дильтея «Введение в науки о духе»).

100. Философия культуры в работе О. Шпенглера «Закат Европы».

101. Антропологические открытия О. Вейнингера в работе «Пол и характер».

102. Смысл и задачи феноменологии. Понятие «жизненного мира» в работе Э. Гуссерля «Кризис европейских наук».

103. Работа М. Хайдеггера «О гуманизме»: понятие экзистенции.

104. Основные идеи экзистенциализма Ж.-П. Сартра («Экзистенциализм – это гуманизм» и роман «Тошнота»).

105. Техника как объект философского анализа (статьи М. Хайдеггера «Вопрос о технике» и К. Ясперса «Современная техника» в книге «Новая технократическая волна на Западе»)

106. Возникновение и сущность государства (Т. Гоббс «Левиафан», Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

107. Диалогические основания культуры (по работам М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» и М. Бубера «Я и Ты»).

108. Символическая интерпретация человека и культуры (Э. Кассирер «Опыт о человеке»).

109. Этика науки и моральная ответственность ученого.

110. Философия жизни Г. Зиммеля (по работе Г. Зиммеля «Созерцание жизни»).

111. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс«Философская вера»).

112. Человек и идея «осевого времени» в работе К. Ясперса «Смысл и назначение истории».

113. Понятие времени в феноменологии (по работе Э. Гуссерля «Феноменология внутреннего сознания времени»).

114. Проблемы психической регуляции поведения человека (по работе З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции»).

115. Концепция структуры личности в работе З. Фрейда «Психология бессознательного».

116. Концепция бытия человека в философии М. Хайдеггера («Бытие и время»).

117. Проблема бытия и мышления в книге М. Хайдеггера «Разговор на проселочной дороге».

118. Поиски решения проблемы бытия человека в работе Ж.- П. Сартра «Бытие и ничто».

119. Бытие человека и философия абсурдности в книге «Бунтующий человек» А. Камю.

120. «Введение в философию человеческой культуры» (М. Шелер «Положение человека в космосе», Е. Финк «Основные феномены человеческого бытия» // «Проблемы человека в западной философии»).

121. Социальная обусловленность жизни человека и проблема свободы в книге Э. Фромма «Бегство от свободы».

122. Учение В. Франкла о смысле жизни в книге «Человек в поисках смысла».

123. «Эстетика человеческого» и проблема дегуманизации искусства (по работам Г. Белля «Франкфуртские чтения", Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства», В. Вайдле «Умирание искусства»).

124. Концепция ценности человеческой жизни в творчестве Г.К. Честертона (по книге Г.К. Честертона «Вечный человек»).

125. Человек культуры и культура человека (по работам М. Вебера «Наука как призвание и профессия», Ж. Маритена «Ответственность художника»).

126. Концепция этического начала культуры в книге А. Швейцера «Культура и этика».

127. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и современное глобальное мышление («Биосфера и ноосфера»).

128. Предназначение историка в культуре (по работе М. Блока «Апология истории или ремесло историка»).

129. Проблема интерпретаций в гуманитарном знании (по работе П. Рикёра «Конфликт интерпретаций»).

130. Глобализация и столкновение цивилизаций как реалии современного мира (по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»).

131. Достоинства и риски постиндустриального общества (по книге У. Бека «Общество риска. На пути к другому модерну»).

132. Перспективы человека в условиях глобальных проблем современности (У. Бек «Общество риска», К. Лоренц «Оборотная сторона зеркала»).

133. Вера и разум в неотомизме (Э. Жильсон «Философ и теология», Ж. Маритен «Философ в мире»).

134. Философия постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар «Состояние постмодерна», Ж. Бодрияр «Символический обмен и страсть», Ф. Гваттари, Ж. Делёз «Что такое философия?»)

135. Постмодернистская топография письма. (Ж.Деррида «Письмо и различие»).

136. Размышления о конце истории (по работам Ф. Фукуямы и П.Дж. Бьюкенена «Смерть Запада»).

137. Религия, ее место и роль в современном мире (А.С. Панарин «Православная цивилизация в глобальном мире»).




double arrow
Сейчас читают про: