Рассмотрим различные классификации творческого процесса

А. Кестлер выделяет две стадии творческого процесса.

Первая – инкубация, поиск и созревание идеи – осуществляется без участия сознания.

Вторая стадия представляет собой биосоциативный акт (инсайт), т. е. процесс интуитивных суждений, появившихся в сознании из бессознательной сферы.

Французский психолог Т. Рибо предложил трехэтапную схему процесса изобретения, где первый этап - общая подготовка (бессознательная работа) достаточно продолжительная; второй - возникновение изобретения или открытия (вдохновение); третий - построение и развитие теории изобретения, а также ее практическая проверка.

Русский инженер П. К. Энгельмейер — автор работ «Теория творчества» и «Пособие начинающим изобретателям», делит процесс технического творчества на три стадии: 1) интуиции и желания, происхождения замысла, где осуществляется интуитивный проблеск идеи и уяснение ее изобретателем; 2) знания и рассуждения, где осуществляется выработка схемы или плана будущего изобретения; 3) умения и конструктивного выполнения изобретения — это ремесленная стадия, где происходит практическая проверка изобретения.

Английский ученый Г. Уоллас предложил свою теорию решения изобретательских задач, в которой он выделил 4 стадии; подготовка, инкубация (или созревание), озарение, верификация (проверка полученного решения).

Интересна, позиция А. Н. Лука по проблеме структурирования творческого процесса, где были выделены следующие этапы:

1) накопление знаний и навыков для четкой формулировки задачи;

2) концентрация усилий и поиск дополнительной информации;

3) инкубация, уход от проблемы, переключение на другие занятия;

4) озарение, или инсайт — рождение новой идеи;

5) верификация, или проверка. Психолог П. М. Якобсон предложил свою схему технического творчества, состоящую из семи этапов: 1) интелектуально-техническая готовность; 2) выявление потребности; 3) зарождение идеи; 4) поиск решений; 5) нахождение принципа изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление изобретения.

Заслуживает внимание мнение С. М. Василевского трехфазности процесса технического изобретения.

Предварительная фаза включает: а) осознание потребности; б) желание удовлетворить ее; в) формулировка изобретательской задачи.

Центральная фаза состоит из: а) поиска решения; б) нахождения принципа решения и превращение его в схему в) научного обоснования изобретательского проекта; г) практической реализации проекта.

Заключительная фаза: а) развернутое обоснование проекта; б) детализированные чертежи; в) законченное изготовление изобретения.

В педагогике основные звенья творческого процесса детально изложены в работе В. С. Шубинского, где творческий процесс разделен на три этапа, которые в свою очередь состоят из звеньев.

I этап — подготовительный — включает звенья: 1) столкновение с новым; 2) творческая неопределенность, характеризующаяся скрытой бессознательной работой и «муками творчества»; 3) возникновение творческой ситуации.

II этап — эвристический — включает: 1) звено «эвpики» — осознание стратегии решения проблемы, идею замысла; 2) развитие решения.

Ш этап - завершающий - включает звено критики, подтверждения и воплощения результатов в разные формы творчества.

Заслуживает внимания мнение Н. Ф. Вишняковой, которая считает, что «исходной позицией моделирования этапов творческого процесса является триединство креативных стратегий: возникновение идеи, процесс ее решения результат созидания. Креативные стратегии рассматриваются с позиции создания объективно нового продукта значимого для общества и создания субъективно нового продукта, значимого для личности».

Наиболее полную и исчерпывающую характеристику этапов творческого процесса дал, Я. А. Пономарев, описывая четыре фазы творчества.

Первая фаза (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой интуитивного проблеска идеи.

Вторая фаза (бессознательная работа) — созревание — бессознательная работа над проблемой, инкубация на­правляющей идеи.

Третья фаза (переход бессознательного в сознание) — вдохновение — возникновение идеи изобретения или от­крытия в сфере сознания в виде гипотезы.

Четвертая фаза (сознательная работа) — развитие идеи, окончательное ее оформление и проверка

Художественное творчество подчинено своим закона развертывания. В наиболее общем виде процесс художественного творчества можно разделить на три этапа:

1) возникновение замысла:

а) замысел - сначала появляется первое представление результата работы, некоторых способов ее воплощения. Первообраз - гештальт. часто в форме метафоры, символа.

б) «вынашивание замысла» - процесс дальнейшей разработки содержания, поиск художественной формы. Это период может быть и длительным и очень коротким. проводится подготовительная работа - эскизирование, этюды, зарисовки;

2) нахождение плана реализации этого замысла.

Суть его – в переводе представления в конкретный образ. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого образа влияют на содержание замысла. Он может меняться, корректироваться. именно на этом этапе творчества, приходит вдохновение;

3) воплощение плана в конкретную художественную форму.

а) исполнение, реализация замысла;

б) окончательная оценка полученного результата и его доработка, если есть в этом необходимость.

Зачастую художник, получив результат и не будучи удовлетворен пытается переработать образ. Нередко пристрастие к теме, образу находит отражение в неоднократном вариативном копировании первоначального образа самим художником.

В целом, можно выделить наиболее общие фазы творческого процесса: пусковую (побудительную и подготовительную), поисковую и исполнительскую. Каждая из них имеет свою специфику и по возникновению, и по процессу, и по продукту. Каждая фаза имеет свои показатели творчества.

Причем каждый из этапов художественного творчества представляет собой целостный компонент, где нет жесткой регламентации действий и их последовательности, где наблюдается взаимопроникновение этапов друг в друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: